Подростковый возраст называют переходным, так как это уход из детства, который в первую очередь проявляется в гормональных изменениях.
Психологические новообразования, то есть то, чего не было в детстве и появляется в подростковом возрасте следующие:
1. «Чувство взрослости» - то есть впервые появляется ощущение своей взрослости равной другим взрослым. Но конфликты со взрослым окружением могут возникать из-за того, что подростки хотят казаться взрослыми, но пока не могут ими быть. Именно поэтому подростки начинают курить и/или пить спиртное, так легче всего подражать взрослому поведению. Но большинство не начинает на равных сотрудничать, то есть делить домашние обязанности, заниматься самообразованием по-взрослому, а делают всё по указке родителей и обижаются на это.
- Развитие самосознания - это очень критичное отношение к своей внешности, и телу, которое сильно меняется, и к одежде, которая становится очень значимой, чтобы соответствовать другим подросткам.
Осознание своих недостатков может приводить к проблемам самопринятия.
- Открытие «Я», развитие рефлексии. Этот процесс сопровождается как негативными, так и позитивными проявлениями. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, меланхолия, снижение работоспособности.
- Интерес к противоположному полу. В младшем подростковом возрасте (11-13 лет) интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, которые, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. В старшем подростковом возрасте (14-16 лет) между мальчиками и девочками могут возникать романтические отношения.
В подростковом возрасте из-за смены отношений между ними и отсутствия жизненного опыта может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п.
- Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Подростковый возраст - это период нестабильности, так как физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, появление рефлексии сопровождаются эмоциональными перепадами. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, плаксивости, агрессивности или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.
- Развитие волевых качеств, которое происходит непоследовательно. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.
- Потребность в самоутверждении. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки, часто меняя интересы. Когда подобные процессы проходят за пределами школы и подростки действуют самостоятельно, то такое самоутверждение может приводить к проблемам. Под присмотром и при помощи взрослых в различных секциях, студиях, кружках этот процесс происходит более органично и может привести к профессиональному самоопределению.
- Формируется система личностных ценностей. В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток.
Это очень короткий ответ, который отражает в общих чертах основные изменения. На тему подросткового развития и кризиса этого возраста написана масса книг.