Далеко не все троечники отличаются от отличников умственными способностями. Есть те, кто умнее (сообразительнее) отличников.
Да и троечниками дети становятся по разным причинам. Кто-то из-за первой любви съехал в учёбе, кто-то из-за переживаний развода родителей или появления нового члена семьи, переезда и т.п.. А в школьных условиях вылезти из троечников почти невозможно, так как учителя (в большинстве своём) не способны оценивать без закрепившегося ярлыка.
Устраиваются лучше в жизни потому, что троечник со школьных лет вынужден быть более адаптивным, чем отличник, то есть постоянно шевелит мозгами как и в какой ситуации поступить, как выкрутиться, что предпринять, а чего делать не обязательно. При этом выкручивается и в школе и дома, налаживает отношения с одноклассниками, чтобы предоставили возможность списать, дали подсказку. То есть вариативность поведения у троечника может быть уже в школьные годы выше, чем у отличника, который зависит от оценок. Поэтому и после школы троечник не пропадёт, найдёт способ адаптироваться к изменившимся условиям. А вот отличник может и растеряться, если социальная роль сменится.