Никто не знает точно, что такое ум.
Если обратиться к Википедии, то видим:
Ум — это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо.
В Академическом словаре решили не накручивать много слов:
Ум (др.-греч. νοῦς) — это познавательные и аналитические способности человека.
Ну а у Даля получаем вот такое вот:
УМ м. общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть способности этой (ratio, Verstand), низшая степень, а высшая, отвлеченная: разум, (intelectus, Vernunft).
Вы чего-нибудь поняли из всего этого разнообразия?
Похоже выход только один: выдумывать свое описание ума )))
Я предлагаю идти по простому разумному пути.
Где используется ум по статистике и нашему жизненному опыту?
В мышлении (в т.ч. разговоре, написании текстов) и в реальных действиях.
Раз ум является непременным атрибутом этих процессов, то стоит проанализировать, как эти процессы происходят поэтапно, и что делает на разных этапах ум.
Так мы и сможем понять роль ума в нашей жизни.
Умно ли поступит человек, которому послышался тревожный звук с улицы, и ему нужно выйти за дверь в другое помещение и посмотреть в окно — проверить «на месте ли машина?»
Начнет ли он делать это с закрытыми глазами?
Вряд ли.
Что при этом происходит? исходя из цели — проверить машину.
Сначала восприятие нового окружения человека за этой дверью
«а что там вообще есть? не наткнусь ли я на что-то?»
А потом оценка — хотя бы такая: «а смогу ли я к окну подойти?», или «а может кого-то попросить посмотреть — проверить машину?» и решение действовать выбранным способом.
Это все происходит пока в голове — работает в основном ум в переработке поступившей информации из другой комнаты и своего отношения к ней.
Далее человек может сделать реальные действия, корректируя себя на пути к цели — подойти к окну, обойти препятствия оптимально с той или другой стороны за эти несколько шагов.
Но по пути его может что-то отвлечь. Например, важный звонок на мобильный, и он может не дойти сразу до цели-окна.
Допустим, человек после разговора дошел до окна (а мог бы и забыть о машине), посмотрел и удовлетворился результатом: машина на месте, смотреть больше не нужно. А может «на лету» еще и придумал, как в следующий раз не ходить к окну, но точно знать, что с машиной все в порядке.
Последнее, что человек в этом событии переживает чувство — облегчение, что машина на месте. И понимание, формирование убеждения, что «ставить машину там безопасно».
Вот по всем этим этапам и сопровождает нас ум в разной степени загруженности.
Все выделенные слова в описании события соответствуют нашим базовым способностям поэтапно проживать так любую ситуацию.
Точно такой же расклад по этапам можно произвести и для события «мышление».
В результате такого рассмотрения можно сделать вывод, что умный человек тот, кто способен разные этапы события проходить адекватно. Лучше-хуже он будет проходить каждый этап будет зависеть от его индивидуальных базовых способностей.
А главный критерий умного человека в таком случае можно определить как наиболее полное и экологичное проживание всего события — от целеполагания до его естественного завершения в виде формирования или повторного закрепления жизненных убеждений.