Грустный аспект - всего лишь оценочная характеристика, я лет ..адцать как ушла от подобных оценок. Что не исключает потребность обращать внимание на проблемные аспекты, трудные к разрешению, неоднозначные, парадоксальные, ну и конечно замороженные и нерешаемые. Какие из них - "грустные"? Те, от которых тянет всхлипнуть. Но вот меня отчего-то не тянет. Значит, они не грустные. Может, я научилась понимать цену этим комплексным "внутривнешним конфликтам". Может, я знаю им причины и знаю, что они - не обязательно моего собственного изготовления. В результате и мне проще обходить, пережидать, работать по разным направлениям (о, это вообще - кайф) и спокойно относиться к множеству "грустных" для людей вещей, отчего-то не испытывая грусти.
А также заметила, что так-то большинство философов (а мы все философы, не так ли) - лодыри и меланхолики, за исключением Шопенгауэра. Этот бил и спускал пинком с лестницы веселых молочниц, донимавших его своим стуком в дверь. Они нагло желали чтоб он открыл и оплатил товар, в то время когда он был захвачен горящей идеей о слепой воле - бессознательной энергии мироздания. Но все остальные пасторально принимали этот мир таким каков он есть. Даже если сейчас он бесконечно сложен или прост, суров или прекрасен, даже если требует моменто мори или молитвы, жертвы или созерцания.
Одним словом, "даже если.." - это не повод грустить и впадать в депрессию. Это повод думать и радоваться тому, что Господь сотворил тебя хомо сапиенсом - человеком разумным. И тебе доступны все "даже если.." как моменты тихого счастья и спокойного вдохновения.