Исходным ответу может быть только адекватное знание истории философии. Кратко – философия создана для развития мудрости, т.е. науки, на основе разработки приемов познания. Будущую науку назвали теорией, а канон ее построения –диалектикой, логикой. В целом, философия должна была учить мыслить логически, диалектически. И такая ее диалектическая технология мышления была в целом создана и ее начали применять, в т. ч. для защиты интересов народа. В результате это подрывало основы социального статус-кво, а поэтому господствующие в обществе силы прокляли диалектику и подменили философию филодоксией. Это констатировал в определенной мере И Кант и др. Философия перестала быть наукой о науке и о диалектическом, логическом мышлении как технологии сущностного (эссенциалистского) понимания реальности. В связи с этим исследователи называли в качестве когнитивного метода эволюционизм, который в середине ХХ века породил кладистику палеонтологии как наиболее развитый метод мышления. Одновременно многие исследователи разрабатывали другие когнитивные методы, в частности когнитологию, эпистемологию.
Естественным следствием научного познания является известный с древности принцип «подвергай все сомнению» - критически оценивай существующие мысли. Это констатировали многие исследователи. Все это и стало основой появления понятия «критическое мышление». Его идеологическая функция – игнорировать созданные классической философией диалектику и логику, и их синтез - диалектическую логику. Основанием такого подхода является нестрогое понимание сущности мышления, сведение его к умствованию, соображению и т.п. Соот-ветственно формируются и когнитивный методы. Они в той или иной мере практичны, но не решают главного – теоретического объяснения реальности. Они обычно отрицают понятия истины, сущности, теорией называют любой набор слов и т. п. В целом, все это служит господству над другими. Не просто противостоять всему этому.
Альтернативой следует считать понимание мышление как наиболее развитой формы умствования (интуитивное думание) и соображения (здравый рассудок на основе языка). Мышлением является только математика и логика (диалектика). Математика стала нормой обыден-ного менталитета людей. Главная проблема – логическое мышление, основы которого создал Аристотель, и развили средневековые евро-пейские философы. Бесчисленное множество учебников по логике служит обучению знаниям логики, а не умению ее практически приме-нять. Его главный вопрос «Что это?» (некоторые философы называли его «чтойность»). Для ответа надо определить сущность познаваемого объекта. При этом опытная (обыденная) сущность сводится к специфике объекта, доктринальная предполагает указание родового и видового свойства объекта. Они - норма современной науки. Теоретическое понимания сущности требуют применения давно известных методов анализ-сущность, индукция-дедукция и др. Господствующие их трак-товки не определенны и не практичны – не позволяют их применять при познании истины. Нужна их теоретизация на основе ее собственных принципов. Гипотеза такой их трактовки дана во многих книгах автора, а также в Уроках логического мышления на Ютубе с 2020 г. (15 уроков, 4 часа) Азы логического мышления можно освоить за одну пару занятий при личном обучении. Овладение могуществом логического мышления позволит понимать многое даже в обыденной жизни.