Скандалы скандалам рознь. Ребенок, начиная с внутриутробного возраста, а тем более после рождения, познает мир через своих родителей, через самое близкое окружение, впитывая все те правила, нормы, традиции, способы взаимодействия, способы разрешать конфликты и прочее. Конечно, он находится не в шоколадно-мармеладном мире, и наблюдает за тем, как взрослые злятся, ругаются, переживают, испытывают разные неприятные чувства, и это то, чему он тоже учиться – как реагировать на те или иные ситуации, как из них выходить, что накладывается и на его мировосприятие, подкрепляясь особенностями его личности, темперамента и характера. Это нормально, что ребенок наблюдает разное, и это формирует его личность.
Однако есть здесь один принципиальный момент, если речь идет о проявлениях насилия по отношению к одному из родителей, особенно физического или тяжелого психоэмоционального. Тогда ребенок становится свидетелем насилия, что, согласно, например, исследованиям Бессела Ван Дер Колка, который является известным специалистом по травме и ее нейробиологическим особенностям, равносильно тому, если бы сам ребенок оказался пострадавшим от насилия. Если это происходило в возрасте до трех лет, то это может откладывать неизгладимый отпечаток на личность ребенка, делая его уязвимым и другим стрессовым ситуациям в жизни.
Психологическая травма в раннем детском возрасте существенно влияет на самооценку, на отношение к людям, формирует ощущение небезопасного мира, порождает страхи, страх близости с другими людьми, негативно влияет на формирование привязанности, так как один из его родителей, или оба, оказываются небезопасными. Для ребенка, особенно раннего возраста, важно ощущение безопасности, стабильности, предсказуемости мира и психоэмоциональных реакций, в целом.
Я помню, потому что мои ругались постоянно и я оченьб в детстве боялась этого.....
Способен запомнить и понять тоже. Знаю на примере своего ребенка.