Не соглашусь с теми, кто говорит, что возможно научиться только на собственном опыте. Никто не учится всему на собственном опыте, иначе достижения цивилизации были бы невозможны. Если каждый раз заново изобретать условный велосипед, например, математику, то мы в своём развитии математических способностей, вполне вероятно, не дойдём даже до корней, не говоря уж о логарифмах. Не только люди, но и животные имеют способность учиться у других, благодаря так называемым зеркальным нейронам. Эти зеркальные нейроны позволяют нам понимать намерения человека, считывать его эмоции по мимике и жестикуляции и пр.
Что называется опытом? Опыт собственного умозаключения - это тоже опыт. Если говорить об опыте взаимодействия с физическим миром, то этот опыт имеет превосходящее значение лишь до того момента, пока способности к абстрактному мышлению отстают от способностей к мышлению предметно-конкретному. Если человек не обладает понятийным мышлением (а это свойство более 80% людей), то он не может следовать даже таким видам опыта, которые заключены в народной мудрости - "что посеешь, то и пожнёшь". Только потому, что эта мудрость является столь популярной, большинство людей знает, что речь здесь идёт не только о посевных работах, а об общем принципе: у каждого следствия есть своя причина.
Таким образом, одну из составляющих отсутствия способности учиться на чужих ошибках мы можем описать как отсутствие понятийного мышления. Проверить наличие понятийного мышления достаточно просто - если человеку предложить дать заголовок стихотворению без названия, то человек без понятийного мышления в качестве заголовка выберет какую-то строку из стихотворения, а человек с понятийным мышлением даст название исходя из смысла. Человек без понятийного мышления не может извлечь смысл из предложения, которое содержит слова в незнакомой для него последовательности.
Идём дальше. Нужно понимать, что мышление - это процесс, который происходит не в сознании. Если совсем упростить, то механизм развития вербального мышления следующий: мы слышим слово в какой-то ситуации, у нас возникает связь нашего чувственного (внешнего, сенсорного) и эмоционального ощущения с акустическим образом слова. Постепенно каждому слову присваивается определённое ощущение, но оно не статично и развивается на протяжении всей жизни, включая в себя всё больше и больше контекстов, в которых мы встречаем каждое конкретное слово. Сознательное мышление - это взаимодействие памяти и чувственных образов слов. Мы можем вспомнить какое-то выражение, а затем "подгрузить" к этому словесному образу чувственное и эмоциональное ощущение. Упрощённо говоря - мы мыслим чувствами, а результат мышления мы означиваем с помощью слов. Чем более развита способность мыслить, тем более глубокие предварительные результаты мышления мы можем называть словами. Предварительные результаты мышления - это аргументы, на основании которых выстраивается точка зрения. Если человек мыслит не самостоятельно, в качестве аргументации он приводит мнение авторитетного для него человека, если человек мыслит самостоятельно, он приводит объективные основания, из которых следует его позиция.
Одна из составляющих эмоционального интеллекта - это способность почувствовать то, что чувствует другой человек, - сочувствие. Если эта способность развита, то мы можем прочувствовать состояние другого человека в какой-то конкретной ситуации, и приписать этому чувственному ощущению причинно-следственные связи на основе нашего жизненного опыта, т.е. подумать - почему человек испытывает то, что он испытывает. Если испытываемое им ощущение нам неприятно, т.е. мы бы не хотели его испытывать, то означивание словами причинно-следственных связей приводит к нашему собственному опыту избегания ситуации, в которую попал другой человек. Так мы получаем опыт посредством чужого опыта. Человек, который не обладает способностью сочувствовать, не может вывести абстрактное умозаключение из опыта, который пережил другой человек, потому что он не может почувствовать и означить то, что пережил другой человек. Отсутствие такой составляющей эмоционального интеллекта, как способность понимать собственные ощущения и чувства - лишают человека способности научиться на своих собственных ошибках. Так что на ошибках может научиться или не научиться как сам человек, совершивший ошибку, так и любой другой человек.
Таким образом, отсутствие способности учиться на чужих ошибках обусловлено недостаточным развитием понятийного мышления и эмоционального интеллекта.