Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем отличается самость от эго?

ПсихологияФилософия
Марат.
  ·   · 1,1 K
онтология, теософия, Учения Востока в современной...  · 11 нояб 2021
Эти понятия связаны между собой и имеют значение для тех, кто принял сердцем Восточную Доктрину, Учителя и свое ученичество. Для прочих эти слова редко употребляемы и чаще всего в искаженном значении.
Эго необходимо понимать в двойственном значении его проявления, в соответствии с принципами человека, указанными Е.П.Блаватской в ее произведениях. Эго в низшем его проявлении имеет свойство самости. Об этом написано как в "Тайной Доктрине" и статьях Е.П.Блаватской, но особенно в одном из сравнительно современных нравственных Учений — Живой Этике (Агни Йога). Елена Ивановна Рерих, записывая (в основном посредством яснослышания) это Учение, давала пояснения своим корреспондентам в письмах. Приведу некоторые из них.
"Учение Света сурово говорит – распни свою самость и в самоотверженной любви к Иерархии Света, в познании и в труде на Общее Благо найдешь и высшую радость. Чистота во всем, честность во всем и самоотверженность – три необходимых качества для продвинувшихся или так называемых принятых учеников. И Великий Будда никогда не допускал учеников к следующей ступени познания, пока узда дисциплинированной воли не была наложена на чувства."© Е.И.Рерих – Э.Р.Рудзите и Р.Я.Рудзитису 15 апреля 1939 г.
"Люди, обладающие даже малою самостью, не могут быть исследователями посредством психической энергии. Все их показания неизбежно будут окрашены их внутренними побуждениями. Конечно, все тончайшие исследования доступны лишь при помощи Великих Учителей. И тут связь с Учителем – драгоценна." © Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу 2 мая 1939 г.
"Также и Деяния и Послания Апостольские следует читать духом. Помнить нужно, что Апостолы были земными людьми и, как видно это из Евангелий, – людьми несовершенными. Вспомним хотя бы все распри между Петром и Павлом. Возможно ли нечто подобное среди совершенных учителей, какими их старается показать церковь? Много прекрасного в этих Писаниях, но есть и от самости. Не внесена ли была эта самость позднейшими поправками и добавлениями? Ведь оригинал этих Писаний еще не известен." © Е.И.Рерих – Ф.С.Баруну 7 мая 1939 г.
"знаю и обидчивость, присущую очень многим. Это, конечно, самое тяжкое и разрушительное чувство. Оно свидетельствует о сильно выраженной самости." © Е.И.Рерих – Е.Я.Драудзинь 12 июля 1939 г.
"Часто недостаток осведомленности или широты горизонта и даже чаще всего просто соображения самости мешают правильной оценке всего происходящего." © Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину 29 июля 1939 г.
"Эволюция есть ПРЕТВОРЕНИЕ ДОБРА. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. Пусть он вначале может ошибиться и принять за добро излишество САМОСТИ. Но если он углубит свое размышление добросовестно, то в конечном смысле он найдет в себе искры Общего Блага." © Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И. Абрамовым 6 мая 1953 г.
"Раскрепощение из духовного рабства – самая великая свобода, но привыкнуть к ней тоже нелегко. Многие совершенно не могут освоиться с таким положением и стараются тут же ограничить себя, навесив новый ярлык. Но высокое Учение срывает все ярлыки, утверждает свободу обузданием самости. Самость – наш самый страшный враг, и около него близко стоит ревность. Много нужно перестрадать сердцу, чтобы изжить наследие несовершенной природы. Только в высоком Доверии и Любви к Избранному Высочайшему Идеалу находим силы преодолеть все." © Е.И.Рерих – В.Л.Дутко 1 сентября 1953 г.
…страстное начало, личное «Я», необходимо на всех планах Бытия …Начало «Я» остается в страстной Индивидуальности. Личное «Я» из ограниченности самости претворяется в высокую всеобъемлющую Индивидуальность, в которой Личное Начало утверждается с большею силою для дальнейшего совершенствования. Индивидуальность есть расширенное сознание личного начала, или личного «Я». © Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И. Абрамовым 17 ноября 1953 г.
Из этих цитат можно понять, что самость есть совокупность низменных чувств, присущих низшему эго, где ярко выражаются невежество отделения себя от божественного, неразумный (крайний) рационализм, отсутствие дисциплинированной воли и много прочих других признаков и чувств (некоторые из них уже указаны в цитатах), так называемой "самодостаточной" личности. Одним из противоположных по значению самости будет понятие самоотверженного подвига, именно оно, расширяя сознание, возвышает человека до проявления в нем Высшего Эго.
Елена Ивановна Рерих писала, что психическая энергия не подчинена тому, кто не распял в себе самость, и также, что шестое чувство — чувствознание не может проявиться у не распявших в себе самость. Нужно научиться управлять низшим эго (Манасом) и не допускать вторжения его.
Одним из признаков проявления самости является убеждение, что Высшее должно служить низшему, отсюда постоянные упреки и стенания на Бога (а правильнее будет обозначить на Иерархию), начальство, близких по поводу, якобы допускания Им/ими несправедливости. Но Восточная Доктрина ясно говорит об обратном — о Служении, которое является длительной формой самоотверженного подвига. Вставшие на путь Служения и обуздавшие свою самость, проходят ускоренную эволюцию и часто проявляют способности не характерные для среднестатистического человека. Именно, с точки зрения нравственности и её влияния на здоровье, самореализацию человека, а значит общества, экологию  и должна наука, в т.ч. психология, изучать развитие качеств, способностей человека и их влияние на окружающее.
Предпринимательство и малый бизнес, саморазвитие...  · 28 окт 2021
Есть много разных трактовок. Например, что самость (self) это нечто высокое, связанное со вселенной, а эго — это такое внутреннее ощущение, причем не очень хорошее. Самость — это вроде как о высоком, а эго — о низком. Если... Читать далее