Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что может означать неспособность человека сосредоточиться?

МедицинаПсихология+1
Лена Боровая
  ·   · 14,3 K
Психолог по диплому и призванию. Помогаю людям...  · 18 мар 2021

Для начала определим, что способность сосредоточиться - это способность человека по собственному желанию в «приемлемых для него условиях» остановить своё внутреннее внимание на какой-то мысли (ещё можно сосредотачиваться зрительно например на чёрной точке, поставленной на листе бумаге или на звуке за окном или на ощущении в теле) и удерживать определённое время внимание на этой мысли. Т.е. захотел я думу думать на определённую тему 10 минут не отвлекаясь - и сделал это. Это в идеале.

Про биологию я говорить не буду. Давайте пресуппозируемся на том, что у человека всё со здоровьем в порядке и всех микроэлементов хватает.

И ещё момент. Я больше говорю именно про мысленную концентрацию на какой-то мысли. Потому что этот вид считаю самым сложным для мозга. Он подразумевает не просто смотреть, слушать или погрузится внутрь себя, а концентрируясь на мысли ещё и производить какие-то операции внимание - не уходя в этих операциях от сути обдумывания. Опять же разные мысли по сложности разные (одно дело подумать что я съем на завтрак, другое, какую квартиру выгоднее купить).

Идём далее. Я не зря упомянул про «приемлемые условия» в начале определения, которое предлагаю. Это очень субъективный момент. Сиречь один будет спокойно концентрироваться только в тихом месте, а другой может в любом. Один может только когда сыт, другой только когда голоден итд.

Эти «условия» у каждого разные. Давайте условно все условия (факторы), которые человеку могут помешать произвести на свет своё очередное осознанное сосредоточение, обобщим в «отвлекающие факторы».

Отвлекающие факторы:

  1. Загруженность количеством мыслей
  2. Иерархия мыслей по приоритетам
  3. Ассоциативные воспоминания
  4. Сложность обдумываемой мысли
  5. Внешние условия, не зависимые от человека.

итд.

Подробнее о каждом:

  1. У каждого есть сферы, куда включена работа, хобби, домашние дела итд. - это основные временнЫе области на которые делится его жизнь. И частично в зависимости от его уровня жизни мы имеем определённое кол-во мыслительных операций в день, которые он выполняет, и которые например может делегировать. Тут важно понять, если человек всегда не поспевает за списком своих планируемых дел, значит они у него накапливаются. Если он успевает, то хорошо. Если ему бывает «нечего делать», то и ладно! Здесь важно запомнить, что переполнение головы планами - это отвлекающий фактор.
  2. У каждой мысли в голове есть своё место в иерархии мыслей и ассоциативные связи между ними. И соответственно если вы стараетесь продолжить игру в шахматы с коллегой(на рабочем то месте :) ), а вам сообщают, что жена звонит и говорит, что дома трубу прорвало, то партия явно будет отложена на какое-то время. Поэтому наличие в конкретной жизненной точке человека таких (или совсем иных) факторов, которые превосходят или на равне в иерархии с той мыслью, на которой человек старается концентрироваться - будет сильным отвлекающим фактором.
  3. Про ассоциации - когда мы думаем о чём-то мы можем по ассоциациям свернуть на «боковую аллею» и не вернуться обратно. Например начинаю я думать о том, что скушать на завтрак и вдруг вспоминаю (мозг сам выдаёт) о завтраке, который мне запомнился, когда я был на курорте, а там была такая интересная официантка, и тогда был номер с кондиционером, а сейчас в моей комнате жарко.... Короче мысли человек погонял в голове, а что есть на завтрак так и не реши. Позже будет снова запускать этот процесс, зависнув перед открытым холодильником. Ассоциации тоже можем рассмотреть как отвлекающий фактор.
  4. Ещё стоит рассмотреть сложность мысли, на которой концентрируешься - концентрироваться на воспоминании любимого фильма легче, чем решать в уме уравнение с двумя неизвестными.
  5. Внешние условия - это шум за окном, окружающие с вопросами. в основном звуковой канал.

В противовес есть факторам отвлечения есть ресурсы человека справляться с факторами отвлечения.

Под ресурсами я понимаю:

  1. Природную предрасположенность. Рационалы - логики смогут концентрироваться дольше чем иррационалы - эмоционалы.
  2. Приобретённые в процессе воспитания или самостоятельно мыслительные привычки.

В итоге не способность сосредоточиться. Точнее я думаю, что когда люди (в большинстве своём) говорят о невозможности сосредоточиться:

они берут конкретного человека и ситуацию, в которой рассматривают этого человека с его способностью удерживать внимание на какой-то мысли какое-то время.

НЕ способность сосредоточиться - это бытовое оценочное обобщающее суждение. В той или иной степени любой человек умеет сосредотачиваться (даже больные люди). Часто не способность сосредоточиться измеряется в контексте НЕ выполнения человеком задач, в которых требуется усидчивость. Например дана задача сделать дело сотруднику. время прошло а результата нет - начинаем анализировать почему это произошло. И если обнаруживается, что человек в процессе выполнения задачи думает о другом (видно по поведению, взгляду итд), то значит часть времени он работает в холостую и поэтому задача не решается.

Также

НЕ способность сосредоточиться - не умение управлять своим мысленным потоком. Или не умение сохранять концентрацию вопреки отвлекающим факторам.

В результате рассуждений я прихожу к выводу, что каждая рассматриваемая ситуация настолько уникальна, что скорее стоит задавать дополнительные вопросы, чтобы точнее понять, что имеет в виду тот, кто говорит о не способности сосредотачиваться:

Что за человек, какой у него тип?

В каком деле мы измеряем его эту способность?

Какой уровень жизни у человека, воспитание...?

Какие факторы могут уменьшить степень концентрации?

И всё это всё равно будет крайне не объективно.

Можно применить тесты, чтобы измерить и как-то стандартизировать эту способность у людей, но ни один тест не учтёт всех параметров, но это лучше чем ничего. Возможно на эту тему есть какие-то исследования.

Стоит также сказать, что факторов влияющих на концентрацию больше, чем я предложил. Например мотивация. Чем не фактор? Под дулом пистолета например... Или чтобы получить должность на собеседовании. В той или иной степени тоже повлияет.

Целый ансамбль факторов постоянно в движении. Поэтому надо брать конкретную ситуацию, стараться как можно больше отсечь мало значимые факторы для этой конкретной ситуации и на месте смотреть, какая там НЕ способность и опять же по сравнению с кем? И что мы возьмём за норму.

Помогу тебе(вам) решить свою проблему. Стоит дорого и придётся работать.Перейти на t.me/Andrei_Shishkov
5,5 лет психотерапии  · 17 мар 2021
У неспособности сосредоточиться могут быть как медицинские причины (например, дефицит микроэлементов, особенности состояния или развития нервной системы), так и психологические. Скорее всего человеку будет трудно сосредоточиться... Читать далее
1 эксперт согласен
И ещё причины: - возрастные - например, детки до 1 года не умеют фиксировать внимание, - профессиональные -... Читать дальше
Врач. Психиатрия, психотерапия, наркология. Стаж...  · 11 мая 2022  · brainklinik.ru
Если речь идёт о взрослом человеке. Наличие проблем со здоровьем головного мозга.
По данному описанию ситуации более ничего сказать нельзя. А вот выдумать можно очень много.
Буду рад помочь. Анонимно онлайн консультации, психотерапия.Перейти на t.me/capitandoc
Театральная актриса,третиклассница люблю рисовать   · 18 мар 2021

Расскажу в кратце

Неспособность формируется медицинским диагнозом

Например; у детей до 1 года не сформировано внимание

О медицинском диагнозе: это может быть недостаток микроэлементов и т.д.