Все родители мечтают о том, чтобы в жизни их детей все сложилось наилучшим образом. Чтобы дети были здоровы, счастливы, успешны. Родители говорят, что готовы сделать все ради этого.
Сегодня многие родители понимают, что вырастить сына или дочь – это не только накормить, одеть и дать образование, но и помочь своему ребенку стать уверенной личностью, которая сможет найти свое место в обществе, не сломаться, не озлобиться, сталкиваясь с разными проблемами.
Современные дети требуют к себе уважения, особенно в регламентирующих условиях. Чем больше ограничений, тем чаще отношения детей и родителей портятся, становятся запутанными, и мы не осознаем, почему так трудно общаться с нашими детьми.
Уважение и любовь к ребенку – ключ к развитию его личности.
Уважение и любовь проявляются в том, как мы говорим с ребенком, каковы наши интонации и эмоциональный настрой, окрашивающий обращенные к нему слова.
В будущем, в своем общении с окружающими, наши дети будут отражать нашу манеру разговора, наши типы эмоционального реагирования на различные ситуации.
Каждый раз, когда мы наказываем, угрожаем, обвиняем, сдерживаем свою любовь, мы вызываем у них чувство страха. Страх разрушает детское духовное начало и заставляет ребенка чувствовать свою «неполноценность».
И нам знаком этот страх из собственной детской жизни.
Психологи выделили типы традиционных родительских высказываний, которые мешают услышать своего ребенка.
1) Приказы, команды: «Сейчас же перестань», «Быстро в кровать», «Замолчи», «Чтобы я этого больше никогда не слышала». Ребенок слышит в этих высказываниях нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».
2) Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это случится, и я возьму ремень», «Не придешь вовремя, пеняй на себя». Такие угрозы могут привести ребенка еще больше в тупик. Дети к ним привыкают и не реагируют на них. И некоторые родители переходят от угроз к делу и начинают прибегать к более жестким наказаниям.
3) Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Из таких фраз дети не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что это они слышат миллион раз. Дети чувствуют давление взрослых, вину и скуку, а чаще все вместе взятое. Моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не только словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей.
4) Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте…», «Почему бы тебе не попробовать…». Мы не скупимся на такие советы. Часто приводим в пример себя: «Когда я был в твоем возрасте…». Что нам говорят дети на это? «Без тебя знаю», «Тебе легко говорить…». Каждый раз, когда мы так советуем ребенку, мы сообщаем ему, что он мал, неопытен, а мы умнее. Кто бы сомневался!
5) Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила», «Без конца отвлекаешься, и делаешь ошибки». В лучшем случае они перестают нас слышать. Они нам отвечают: «Хватит!», «Надоела уже…»
6) Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже…», «Опять все сделал не так», «Все из-за тебя…». Такие фразы вызывают у детей активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление, уныние, подавленность. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка. Он начинает думать, что он неудачник, безнадежный, плохой. Некоторые родители уверены, что критика — это лучший инструмент воспитания детей. И, к сожалению, они сильно заблуждаются.
А теперь помножьте этот груз высказываний на количество дней в году. А на годы жизни ребенка. Получается огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от близких и любимых людей.
Может быть лучше так говорить?
• «Спасибо, что ты поставил в раковину свою и мою чашку»
• «Мне нравится говорить с тобой о школе»
• «Хорошо, что ты пришел тогда, когда обещал»
• «Так приятно видеть порядок в твоей комнате»
Ведь дети в буквальном смысле слова истолковывают наши слова. Они верят своим родителям на слово, их авторитет неукоснителен.
Давайте будем помнить о том, что душа ребенка как губка, что туда попадет, таким же и выходит.
Удачи!
С уважением,
Психолог Наталья Дмитриева
Полезная статья
Не говорите им, что вы их не любите, что они сломали вам жизнь, что они никогда ничего не добьются и умрут в канаве. По возможности не создавайте своим детям лишние комплексы.
Нельзя говорить детям, что они нежеланные и на самом деле вы их никогда не любили. Нельзя говорить, что они ничего не добьются. Нельзя говорить, что они некрасивые и никогда никого не встретят.
Добрый день. Детям нельзя говорить всё то, чтобы вы сам не хотели услышать от близкого и родного человека. Самое главное в воспитаним это любовь, безусловная. Воспитывайте себя, говорили великие люди, и не придётся воспитывать детей.
Абсолютно согласна.