А психолог видит автора высказывания Артура Шопенгауэра во всей его паранойе)) (шутка). «Врач видит человека во всей его слабости, юрист — во всей его подлости, теолог — во всей его глупости». Эту фразу можно дополнить Платоновским «Нет более верного признака дурного устройства городов, чем обилие в них юристов и врачей».
Мы не будем ругать великих философов за сверхширокие обобщения, которые в современной психиатрии являются одним из признаков нарушения познавательной сферы. Дело в том, что надо быть жителем той эпохи и неплохо быть лично знакомым с автором лозунга, чтобы попытаться понять, что именно автор имел в виду сообщить и кому.
На примере юристов. В Платоновские времена юристами были софисты — «подлецы», которые жонглировали аргументами, пользуясь безграмотностью плебса (народа). Они, выступая на демократическом суде (на площади среди толпы), могли использовать аргументы наподобие «Яблоко круглое, апельсин круглый, следовательно, апельсин — это яблоко». Вероятно, они проецировали собственную «подлость» (от слова «подлог», «подмена») на других. Это позволяло использовать подмену понятий для навязывания нужной точки зрения, для убеждения народа. Аристотель в своём труде «Риторика» противопоставляет софистику диалектике. Диалектика как метод обоснования является «разумной аргументацией», софистика же — «запудривание мозгов».
В настоящее время юристы апеллируют к статьям законов, нормативным актам и прочим заранее прописанным нормам. Раньше бумажек было меньше, многие аргументы приходилось брать не из комментариев к законам, а «из головы».
В судебной системе России в 19 веке роль адвокатов исполняли стряпчие с неопределенным правовым статусом. Они выступали как поверенные, ходатаи, слуги (кто угодно). В судебной системе господствовали отсутствие гласности, состязательности, упор на формализм и письменные разбирательства, взяточничество, доносительство, кляузничество, силовое давление на противную сторону.
То же было в Европе. В Германии закон о судоустройстве (1877 г.) был принят уже после смерти Шопенгауэра (1860 г.). Закон должен был обеспечить помимо прочего гарантию единого ведения принципиально новых, построенных на публичности и устности гражданского и уголовного процессов.
Вероятно, во времена Шопенгауэра основной задачей юриста было видеть именно «подлость» (находить преступные намерения и деяния), чтобы на этом заработать или на это надавить.
На примере врачей. Сейчас существует профилактическая, превентивная медицина. Детям делают прививки и дают витамины до того, как они заболели. Взрослым назначают профилактические обследования по году рождения до того, как они пришли с жалобами. При приеме на работу в различные организации медицинская книжка является обязательной. Врачей в цивилизованных странах, которые видят человека во всей его слабости, не так уж и много. Большинство работают «на опережение болезни».
На примере теологов. Во времена, когда церковь являлась источником образования, учителя имели церковный сан, образование предоставлялось в монастырях, церковно-приходских школах и подобных местах, представители церкви действительно были более образованными (умными), чем остальные. Слово «школа» и слово «схоластика» (философия, преподаваемая в средневековых школах) — однокоренные (от лат. schola или греч. σχολή). Сначала схоластами называли учителей одной или нескольких наук, преподававшихся в основанных Карлом Великим монастырских школах, а также учителей богословия. Впоследствии оно было перенесено на всех, кто занимался науками, особенно философией.
Иными словами, высказывание, которое могло быть верным в 19 веке, не обязательно верно и сейчас.
Сверхширокие обобщения
Почему сейчас мы считаем это нарушением.
На примере женщин и мужчин. «Женщины видят в мужчинах мужество. Мужчины видят в женщинах женственность». Для любого современного образованного человека очевидно, что эти высказывания — глупость.
Потому что мужчины бывают разными. В одном можно увидеть слабость, в другом силу. В одном — глупость, в другом — ум. В одном — честь, в другом подлость. Про мужественность — отдельный спич. Мужественный — это какой? Который «дремуч, могуч и вонюч» или который «отстаивает идеалы, носит на руках женщину, не боится вида крови»? То же с женщинами: в одной нежность, красота, аккуратность, в другой бестактность, беспардонность, грубость. Помимо того, что демонстрируют мужчины и женщины, есть еще «глаза смотрящего». Один увидит то, чего нет. Второй не увидит того, что есть. Один приукрасит, другой приуменьшит. Кроме того, списки маскулинных и фемининных качеств меняются со временем от школы к школе, от культуры к культуре. Можно пострадать от обвинения в нетолерантности, если не добавить сюда андрогинность.
Не бывает женщин / мужчин и прочих, которые обладают лишь одним качеством. Не бывает клиентов / пациентов / учеников, которые обладают лишь одним проявлением. Кроме того, если учитель видит в ученике лишь глупость, он ничему не сможет научить. Если врач видит лишь слабость, он не сможет вылечить.
То, что обобщения почти всегда не имеют смысла, мы знаем сейчас, как образованные люди, которые понимают, что у каждого человека масса черт, у каждой профессии масса аспектов. Оценка любого человека имеет много критериев.
Мы используем обобщения в научных целях, в целях категоризации понятий. Например, «домен эукариотов» и «домен прокариотов» — это сверхширокие обобщения, которые позволяют разделить всех живых существ на ядерных и доядерных в научных целях. Биологическая классификация важна для ученых и их исследований. Также обобщения могут использоваться в любой другой сфере (например, бизнес) как инструмент.
В обыденной речи обобщения зачастую выдают невежество. «ВСЕ мужики — козлы». «ВСЕ бабы — дуры». «Ты НИЧЕМУ не научишься». «Ты ВСЁ испортил». Высказывания, содержащие слова «все», «никто», «кто попало», «кто угодно», «каждый встречный», «всё», «ничто», «нечто», «что угодно», «что попало», «всегда», «никогда», «когда угодно», «когда попало», «везде», «нигде», «где угодно», «где попало», «негде» и подобные, часто являются бессмысленными обобщениями.
Это сейчас. Во времена Шопенгауэра люди еще не знали, что такое бессознательное, уровни абстракций, категоризация, конкретика, абьюз. Они не предполагали, что сознание — лишь «верхушка айсберга», а помимо предметного мира есть еще категории. Люди в большинстве были неграмотны, не умели читать, писать. В России программа всеобщей ликвидации безграмотности стартовала лишь сто лет назад. В некоторых европейских странах до сих пор остро стоит проблема безграмотности.
«Недавно (новость от 2017 года) в Швейцарии была запущена правительственная программа, призванная вывести проблему безграмотности из тени и мотивировать как людей, страдающих от проблем с письмом и чтением, так и профильных специалистов. В первую очередь в Швейцарии заработала горячая линия для тех, кто не умеет читать и писать».
«ООН ежегодно публикует доклады, посвященные индексу грамотности разных стран. Несколько лет назад на первом месте была Германия, следом шли Куба и Эстония. Согласно исследованиям, Россия находится на 15 месте, а Швейцария — на 42. Великобритания, Италия, Испания и Болгария находятся еще ниже в рейтинге».
«До 2020 года ЕС планирует сделать так, чтобы 70 миллионов граждан получили минимальные знания в письме, чтении, счёту и информатике. Государства ЕС смогут получить доступ к 27 миллиардам евро из Европейского социального фонда. Программа «Skills Guarantee» — «Гарантированные Навыки» позволит 70 миллионам европейцев получить минимально необходимые знания и навыки в чтении и письме, умение считать, совместно с базовыми знаниями информатики. Проект запускается в ближайшее время Европейской Комиссией».
Возможно, для читателей 19 века именно сверхширокие обобщения были доступны к пониманию. Именно так надо было писать, чтобы быть созвучным уровню грамотности того времени.
В настоящее время многие философские трактаты прошлого кажутся смешными и наивными не потому, что мы стали умнее, а потому, что у нас образование лучше. Мы воспринимаем информацию через призму образованности, накопленной поколениями предков. Мы используем более-менее универсальный язык с понятной для всех грамматикой.
Когда ученые прошлого «познавали свои истины», у них не было энциклопедий, автоматических переводчиков, популяризаторов науки, которые на пальцах могут объяснить что угодно. Они начинали почти «с нуля». Без учебников постигали мир.
Сейчас можно «пульнуть статью» в журнал, через неделю она доступна всему миру. Раньше надо было вручную переписать свой трактат, отправить его лошадьми в соседнее государство в надежде, что курьер не утонет, не будет ограблен, не загуляет. Потом полгода ждать ответа от другого «ученого мужа», который должен прочитать, осмыслить, ответить, отослать. Хорошо, если он разобрался в диалекте, понял написанное. Хорошо, если его ответ на чужом диалекте с чужой грамматикой оказался доступным к пониманию.
Что видит психолог. В идеале он должен видеть то, что поможет отработать запрос клиента. А именно: возможности, способности, ресурсы клиента (помогающее и поддерживающее окружение, любимые занятия…), риски и угрозы (подавляющее и отвергающее окружение, травмирующие обстоятельства…).
В целом, психологу не обязательно «видеть человека» или «видеть человека насквозь», или видеть «сущность человека». Не просто не обязательно, а не нужно. Не нужно оценивать клиента с позиции ведущего качества, если клиент не попросил об этом. Если попросил оценить, можно дать ему тесты, которые оценят то, что ему нужно. Например, уровень депрессии, уровень социальной фрустрированности, самооценку или еще сотню-другую параметров. Человек — существо многомерное. Психолог об этом знает. Если он ищет одно-единственное качество для оценки человека в целом, он — не психолог.
Неплохо более-менее хорошо видеть ведущие сферы (познавательную / эмоциональную / поведенческую), ведущие типы обработки информации, скорость обработки информации. Для чего: кому-то больше подойдет экспрессивная терапия / терапия эмоционального отреагирования / творческого самовыражения. Кому-то лучше «заходить» не через эмоции, а через разум (когнитивный подход). Кинестетику может лучше подойти телесно-ориентированная терапия (работа через ощущения). Надо видеть, что больше подойдёт клиенту.
«Быстрого» клиента надо «выводить на озарения», пока «не остыл». «Медленного» — озадачить и отправить домой додумывать. Иными словами, хорошо, если психолог, глядя на клиента, видит его сильные стороны, которые помогут разрешить запрос, и наикратчайший маршрут (наилучшие методы) к достижению экологичной цели клиента. Хорошо, если психолог видит слабые стороны, которые будут препятствовать разрешению заявленной проблемы или применению определенного метода. Например, кто-то хорошо реагирует на домашние задания, кто-то категорически их не выполняет, но работает лишь в сессии.
Замечательно, когда психолог видит дальше заявленной проблемы / запроса и понимает, когда запрос «липовый», а проблема надуманная. Это отдельная большая тема, которая остро касается психологов-новичков. Они не видят рентных клиентов, клиентов-«паразитов», не заинтересованных в решении проблем. Среди клиентов, как и среди психологов, регулярно попадаются «нечистоплотные» граждане, которые таскаются по кабинетам, чтобы «попить кровушки» и доказать специалистам, что те – пустышки, неспособные решать проблемы клиента вместо самого клиента (что проблема клиента столь уникальна, что у психолога «мозгов не хватит» помочь её решить).
Что видит психолог «на самом деле», зависит от состояния и стадии профессионализации. Например, новичок может видеть свои проекции (приписывать клиенту собственные проблемы, надежды, страдания, страхи, чаяния). «Старичок», особенно профдеформированный или выгоревший, тоже может видеть свои проекции. Если человек 40 лет работал с сексуальными или пищевыми нарушениями, он может начать видеть в людях обжор / извращенцев. А может, специалист выгорел, и видит во всех апатию и безысходность. А может, выгорел до такой степени, что ничего не видит. Клиент мало чем отличается от стены. Психолог-«энтузиаст» может видеть цели развития для клиента, о которых клиент даже помыслить не смел. «Тимур и его команда за неделю помогли 40 бабушкам перейти через дорогу, хотя бабушкам на ту сторону было не нужно».
Картина, которую может видеть психолог, зависит не только от возраста, типа личности, особенностей восприятия и стадий профессионализации специалиста. Огромную роль играет профессиональная область применения психологии.
- Педагогический психолог может видеть дисциплины, в которых может преуспеть ученик.
- Спортивный психолог может видеть спортивные победы, которых способен достичь подопечный.
- Организационный психолог может видеть новый интерьер, который улучшит психологическую атмосферу в коллективе.
- Психолог-кадровик может видеть перспективы адаптации новичка в коллективе.
Очень разные бывают психологи. И глаза у психологов разные. И аудитория тоже.