Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Мешает ли альтернативная коммуникация ребёнку заговорить?

ОбщениеДети+2
Анонимный вопрос
  ·   · 2,2 K
Клинический психолог, специалист по альтернативной...  · 9 окт 2020

Многие думают, что обучение средствам альтернативной коммуникации может тормозить или останавливать развитие речи: ребенок, начавший пользоваться картинками, жестами (или другими средствами АДК), будет «лениться» говорить, даже когда у него появится такая возможность, и будет предпочитать карточки.

На самом деле речь является более простым и более быстрым способом, т.е. более эффективным средством общения, чем общение с помощью карточек или других средств АДК, поэтому, если у ребенка появится возможность пользоваться речью — он будет ей пользоваться, и средства АДК отойдут на второй план или будут дополнять возможность говорить, помогая лучше доносить сообщение. «Обычные» люди ведь тоже пользуются дополнительными средствами — например, жестикулируют.

Существует исследование, результаты которого говорят, что в 89% случаев АДК только увеличивает способность к эффективной вербальной коммуникации, в остальных случаях значительного роста вербальной коммуникации нет, но и понижения не наблюдается (Millar, D., Light, J., Schlosser, R., 2000).

Другие исследования напоминают о детях из смешанных, билингвальных семей, где родители говорят с ребенком на разных языках. В таких случаях ребенок осваивает и свободно владеет обоими языками [1].

Есть также научно обоснованные доказательства, что слышащие дети глухих родителей осваивают и речь, и язык жестов [2]. И в таких случаях исследователи не рекомендуют обучать ребенка только речи, т.к. он лишается возможности быть в контакте со своими родителями [3].

Существует экспериментальное обучение жестам слышащих детей, когда еще до появления речи ребенка учат коммуницировать с родителями с помощью жестов. В таких случаях к моменту появления речи, дети уже имеют представления о коммуникации, и их коммуникативные навыки более совершенны, по сравнению с контрольной группой детей, не изучавших жесты. По всему миру язык жестов для слышащих детей становится более популярен, и родители сами начинают его вводить в повседневной жизни.

Наш собственный опыт работы с детьми показывает, что дети могут параллельно осваивать две коммуникативные системы, когда АДК помогает развитию речи, становится опорой для неё, хотя в этом имеются свои нюансы, которые вы можете обсудить со специалистами в области альтернативной коммуникации и вместе составить план, как сделать АК опорой для речи.

Часто оба этих способа общения могут сосуществовать, и там, где ребенок может воспользоваться речью, он ею пользуется, а там, где пока не может, пользуется средствами альтернативной/дополнительной коммуникации.

Самое главное, чтобы ребенок мог наиболее полно выражать себя и обеспечивать все свои коммуникативные потребности.

__

  1. Кудрявцева Е. Л. Естественный билингвизм как образовательный и научный потенциал // Тезисы доклада на Втором Конгрессе соотечественников- выпускников российских вузов, работающих в Российской Федерации и за рубежом. — Казань, 2011

  2. Singleton, J.L. & Tittle, M.D. (2000). Deaf parents and their hearing children. Journal of Deaf Studies and Deaf Education, 5(3), 221-236.

  3. Лекция о детях-CODA в Москве: http://www.voginfo.ru/.../1736-glukhie-deti-slyshashchikh...