Здравствуйте! Вы можете помочь должнику в данном случае только дельными советами. Важно понимать, что коллекторы не обладают какими-то специальными полномочиями. Но, любой звонок по задолженности выводит должника из психологического равновесия. Поэтому, самый самый верный способ, это вообще не общаться с ними, убрать канал негативной информации. То есть, как только должник понимает, что звонок идет от коллекторов, прерывать общение (на любой стадии) и заносить в черный список, там места на всех хватит. А, еще лучше оформить симку на другое лицо (естественно с согласия такого лица) и пользоваться ей. Тогда должнику никто не сможет позвонить в части задолженности. Также, полезно через четыре месяца с даты возникновения просрочки направить кредитору заявление об отказе от взаимодействия (ст. 8 Федерального закона N 530 - ФЗ). Есть вариант, когда должник фиксирует разговор с коллектором (запись разговора) и если тот применяет угрозы, шантаж или психологическое давление, писать жалобы в прокурату и заявление в ФССП на незаконные действия коллекторов. В таком случае, я рекомендую уточнять у звонящего о какой задолженности идет речь, что бы уточнил кредитора (займодавца), ФИО должника, номер договора. После получения указанных сведений нужно прервать общение и обращаться с соответствующими заявлениями в Прокуратуру и ФССП. Чем больше направите таких заявлений, тем лучше - количество на определенном этапе всегда переходит в качество). Какой из вышеописанных вариантов выберет должник - решать ему самому. Пару слов о том, что делать категорически не рекомендуется. 1) Говорить со звонящими по существу задолженности. 2) Производить полную или частичную оплату. 3) Производить реструктуризация или продление договора. Всем удачи!