Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какое значение имеет окружающая среда при обучении ребенка с аутизмом?

МедицинаПсихиатрия+1
Анонимный вопрос
  ·   · 2,6 K
Педагог-психолог, сертифицированный аналитик...  · 20 мая 2021

Спасибо за отличный вопрос. Правильная организация окружающей среды невероятно важна для обучения любого ребенка, особенно ребенка с аутизмом.

Прикладной анализ поведения (АВА-терапия) учит нас, что поведение не происходит «в пустоте», «в вакууме», всегда ребенок действует, «ведет себя» в каких-то условиях окружающей среды.

Обучение с точки зрения прикладного анализа поведения, это формирование новых навыков, поэтому правильная организация условий окружающей среды, в которой проходит обучение, - одно из главных условий успеха.

Очень важно, чтобы окружающая среда была «однородной» по отношению к тому или иному поведению ребенка, особенно ребенка с аутизмом.

Это значит, что взрослые, которые по отношению к ребенку являются частью окружающей среды, ведут себя ОДИНАКОВО в ответ на то или иное поведение ребенка. Например, НИКТО не дает Петеньке шоколад, когда он кусается. ВСЕ хвалят Петеньку, когда он пользуется горшком. В таком случае Петенька довольно быстро перестанет кусаться и станет пользоваться горшком. Если среди взрослых есть «непримиримая оппозиция», то есть часть взрослого сообщества дает Пете шоколадку, чтобы перестал кусаться и забывает похвалить за использование горшка, шансы на успех обучения падают.

Очень важно, как взрослые (мы помним, что они – часть окружающей среды) общаются с ребенком. Как правило, дети затрудняются понимать длинные инструкции и сложные объяснения, и поэтому в результате долгих и многократных нравоучительных бесед поведение ребенка не изменяется. Важно следовать известному правилу «Плюс одно слово». Это значит, что если ваш ребенок пока говорит одним словом (дай, мяч, идем), то вы говорите (одно плюс одно слово) фразой из двух слов: «Идем гулять». Ошибкой будет говорить: «Очень хорошо, сынок, сейчас мы с тобой пойдем гулять вот только я позвоню бабушке – и сразу выходим». Скорее всего, это непонятно для ребенка и ваши слова не смогут изменить его поведение.

Отдельная работа - организация окружающей среды в школе, в ресурсном классе. Тут может иметь значение каждая мелочь: громкость звонка, расстановка парт, количество детей в классе, возможность перемещаться в пределах помещения и многое, многое другое. Для анализа окружающей среды можно использовать специальные тесты и формы, форма не позволит вам упустить важные нюансы, вы учтете все необходимое для организации образовательного процесса.

В прикладном анализе поведения принято рассматривать поведение ученика и его окружающую среду как единую систему. Неверно организованная среда ведет к тому, что все участники обучающего процесса, и взрослые, и ребенок, испытывают излишнее напряжение, негативные эмоции. Это может привести к тому, что вся школа превращается для ребенка в один большой неприятный стимул. Чтобы этого не произошло, важно «настроить» условия окружающей среды таким образом, чтобы ученик находился в ситуации успеха, достижения, тогда навыки будут динамично формироваться и сам процесс учебы будет доставлять удовольствие и ученику, и учителю.

2 эксперта согласны