Согласно материалистическим философским учениям и соответственно современной науки никакой причины мира в принципе не существует. Ведь мир материальных объектов и подобного бытия самодостаточен или даже абсолютен. Но если некоторые физики и им подобные начинают говорить о наличие Разума в природе и в <этом> мире, то они тем самым как бы совершают прыжок в другую <внеприродную> сущность или поточнее в сущность принципиально другой природы (и бытия). Но опять же если то совершается, то стоит определится, как и каким образом все эти сущности принадлежать всему <по сути одному> бытию – системе, единству – поскольку монистический принцип во всем никто не отменял.
А вот идеалисты согласно своему мироустроению все же довольно последовательно (доказательно и логично) природу и мир скорее рассматривают как произведение разумной причины. Так древнегреческий философ Анаксагор «первый поставил Ум (noys), выше вещества»; древние «пришли к мысли воспользоваться в качестве первопричины всего духом или высшим разумом» (Дэвид Юм, шотландский философ)
Словом, как мыслят они: в природе все же находим «(…порядок и правильность — это потомки умной сущности), а душа, первой участвующая в уме, сияет в теле тамошним светом и наполняет все умной упорядоченностью» (Прокл, античный философ).