Любые философские течения необходимо сопоставлять с социально-политическими событиями соответствующего периода. И, если позволите, я приведу пример с одни из важнейших представителей гуманизма — Эразмом Роттердамским. Он был современником событий, которые разделили католическую церковь и предопределили развитие Европы на несколько веков. И в этом контексте важно отметить, что Эразм выступал в качестве сторонника единой церкви, видя в ней нечто такое, что могло бы сохранить «христианский всесветный мир». Как покажет история, его надежды не были оправданы: в качестве главного «миротворца» Европы он видел римского папу Льва X, но его действия лишь усугубили раскол католической церкви, что привело к Тридцатилетней войне.
С точки зрения того, что лежало в основе гуманизма, интересна его работа «Похвала глупости», главный посыл которой заключается в том, что всё в жизни человека подчинено прихотям глупости. Одним из проявлений Глупости является война, ярым противником которой являлся Эразм.
Всего из двух примеров можно, как мне кажется, понять, что гуманизм не мог стать всеобщим мировоззрением, поскольку его положения противоречили проводимой политике (как внутренней, так и внешней) европейских стран. Ярким примером этому служит преследование и казнь Томаса Мора, друга и единомышленника Эразма.
Возможно, идеи гуманизма зародились слишком рано, поскольку невозможно в короткое время перейти к всеобщему признанию человека как созидателя, индивидуума, когда над всем стоит церковь.