Вопрос :"Что такое концепция свободы воли в философии?"
Философия стоицизма говорит, что свобода для животного возможна, но она возможна вовсе не потому, что ДЕЙСТВИЯ ЕГО ИЗЪЯТЫ из МИРОВОГО ПРИЧИННОГО ПРОЦЕССА. Она возможна для него потому, что оно соглашается на действие по собственной воле, исходит из собственной склонности, из собственного побуждения. В отличие от животного, в человеке к представлению и к влечению присоединяется как элемент, обусловливающий действие, разумное логическое мышление (дианоэтическое). Как существо разумное, человек не всегда может согласиться с представлением, что ему надлежит совершить
предлагаемое обстоятельствами действие. Он совершает его только
тогда, когда признает его представление каталептическим-(от греч. katalepsis схватывание, понимание), поэтому у стоиков отвлеченное понимание реального объекта с помощью очевидного представления, вызванного объектом умопостигаемого восприятия. В основе практической свободы человека лежит свобода теоретическая, которая открывает возможность отклонять заблуждение, не позволяет согласиться с ним (внутренняя, разумная свобода). Только когда в основе влечения лежит разумное согласие и разум признает нечто достойным стремления, влечение становится разумной волей, которое и есть нравственность. В том случае внутренний решающий фактор души руководствуется необходимостью уже не природы, а разума. В человеке таится возможность стать из животного существа, каким он рождается на свет, существом разумным. Однако вполне развивается эта возможность или способность только, тогда когда свободно (дианоэтическое решение задач, целей, проблем) решает разумный человек, выраженная в цесообразности его поступков. Свобода - это снятие противоречий" - Гегель. **Свобода, - это свойство разума, мышления, сознания**. Свободная воля – это воля, которая подчиняется только нравственным законам. То есть миру Явлений свойственна необходимость, поэтому миру "вещей в себе" (личности) свойственна свобода (вывод, сделанный еще в третьей антиномии чистого разума Кантом). Человек есть существо, принадлежащее и внешнему, материальному, и внутреннему, **духовно - нравственному миру**. Применительно к данному случаю Кант формулирует свой знаменитый афоризм: «Ты должен – значит ты можешь». Плохой или хороший поступок оцениваете не только вы, но и общество (социум), в котором вы пребываете. Категорический императив, по Канту, не противоречит христианскому нравственному законодательству, поскольку заповеди «возлюби Бога больше всего» и «возлюби ближнего, как самого себя» совпадают с категорическим императивом, ведь «возлюби ближнего своего» есть выражение второго варианта категорического императива, а любовь к Богу не может быть объектом практического опыта. Поэтому "СВОБОДА" НЕ МОЖЕТ ОТНОСИТЬСЯ к гетерономной ЭТИКЕ, - (от греч. nómos закон), как система нормативной этики, основанной НЕ НА СОБСТВЕННЫХ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ ПРИНЦИПАХ, а на началах, взятых из сферы общественной жизни, типа морали. Лейбниц говорит: сверхразумность мы не можем доказать. СВОБОДА и РАЗУМ - это СПОСОБНОСТЬ РАЗУМНОЙ ДУШИ, Вера - это свободное волеизволение и естественное состояние человека. Поэтому вера- это общая особенность сущности, соборности и в этом раскрывается смысл единства всего человечества. Ядром культуры является религия, основанием которой служит вера в Бога и является самобытным национальным началом государственности. Конрад Лоренс - автор эволюции свободы человека вне человеческого бытия, работа :"Бытие и время", считает, что человек всегда живет в будущем, в отличие от животного. От понятий этических он переходит к религиозным, т. е. Три представителя человеческой личности: от Дон Жуана (живущего наслаждениями, он переходит к телеологическим понятиям (целевым). Человек вседа живет будущим. Потому что будущее определяет его настоящую жизнь. Это и есть его свободный выбор. Он понимает, что свобода у него есть. Сначала он "ничто", не специалист, не богат, не женат, и выстраивает свою цель. Поэтому **исходный принцип святоотеческой теории - это духовная (внутренняя) свобода** человека. Внутренняя свобода, это духовная, выраженная в способности **свободного мышления, как индивидуальная способность, понуждающая к волевому усилию**, которую следует отличать от телесной (свобода действовать). Именно эта система ценностей, нравственности, эстетического восприятия присутствует в метафизической природе человека (в душе), которая определяет его личностное бытие. Поэтому анализаторная система психосоматической способности человека (души и тела), как биологические свойства и разумные представляют сложный процсс психо-физиологической системы метафизической природы, обеспечивающей восприятие и анализ всех раздражителей, действующих только в человеке. Потому что РАЗУМНОСТЬ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ в ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ, - в Благо. Платон сближает с целесоОбразностью, а целесоОбразность соответствует ИДЕЕ, Абсолютной Истине. Истина концептуализируется в терминах полноты, адеквации, трансценденции и самотождественности: "Я есть Путь, Истина и Жизнь, - говорит Бог. Потому что **свобода связана с системой ценностей человека**, которая предполагает право выбора в плане между добром и злом как **внутреннее свойство**. Поэтому существуют два понятия" несвободы" - это внешняя и несвобода внутренняя (т. е. страсти и пристрастия), с которыми человек не в состоянии справиться, если он не свободен.