По моему мнению вполне можно дать рациональное описание процесса развития в рамках материалистической философии. Маркс правильно описал развитие как форму движения материи. Развитие это процесс изменения окружающего мира, процесс изменения его объектов.
Существует развитие конструктивное. Формальными признаками такого развития являются усложнение системы, увеличение порядка и, соответственно, снижение энтропии системы.
Противоположное развитие, сопровождающееся деструкцией системы, ее упрощением и, как следствие, увеличением хаоса и энтропии системы. Такое развитие можно назвать развитием деструктивным.
Конструктивное развитие происходит в соответствии с законами Природы. В диалектическом материализме выделяется такое свойство объектов как тройственность, в диалектике оно формулируется как тезис - антитезис - синтез и применяется прежде всего для изучения процесса мышления. Но можно распространить это свойство на все процессы изменения объектов происходящие в Природе сформулировав его в следующем виде: единство - двойственность - тройственность.
Единство означает взаимодействие всех объектов друг с другом. Двойственность означает то, что это взаимодействие может иметь разный знак (+ или -), например, притяжение или отталкивание.
Тройственность означает баланс, равновесие всех сил действующих на объекты - сил взаимодействия, сил инерции, внешних и внутренних сил, при котором появляется новая (третья) система более высокого структурного уровня, свойства которой отличаются от свойств входящих в нее элементов.
Рассмотрим для примера электрон и протон. Электрон и протон обладают как качественно одинаковыми свойствами (масса, спин), так и качественно противоположными (электрические заряды разного знака).
На разных масштабах расстояний электрон и протон взаимодействуют по разному и к тому их взаимодействия отличаются по дальнодействию.
Если идти от меньшего масштаба к большему, то при балансе сил в масштабе расстояний равных радиусу электрона и протона появляется новая частица - нейтрон. При балансе сил в масштабе радиуса ядер атомов появляются ядра атомов атомов дейтерия, трития, гелия. При балансе сил в масштабе радиуса атомов появляются атомы водорода, дейтерия трития и гелия. При балансе сил в молекулярном масштабе появляются молекулы водорода, гелия и др. При балансе сил в макро масштабе появляются объем газообразного водорода и гелия.
И если мы продолжим рассмотрение баланса сил полученных элементов на разных масштабах расстояний, то получим все известные на сегодняшний день элементы и их соединения.
Таким образом тройственность, являющаяся по сути законом Природы, играет ключевую роль в усложнении, конструктивном развитии объектов Природы. Собственно говоря это и есть причина развития.
Можно ли управлять развитием? Да можно, создавая условия для проявления баланса сил.
Что касается социума, то его конструктивное развитие также подчиняется общим законам Природы выражаемым единством - двойственностью - тройственностью.
Кстати, христианская религия построена исходя из этих законов Природы, т. е., христианские заповеди как раз и выражают эти законы. Если вспомнить то определение Бога, которое незадолго до своей смерти дал Л. Н. Толстой - "Бог есть то неограниченное все чего человек является ограниченной частью", то из двух главных христианских заповедей - "Возлюби Бога больше всего и возлюби ближнего своего яко самого себя", следует:
- Целое всегда важнее части, интересы целого важнее интересов части (интересы человечества важнее интересов отдельного человека, интересы государства важнее интересов отдельного гражданина, интересы коллектива важнее интересов индивида являющегося членом этого коллектива).
- Баланс между любовью к ближнему (альтруизм, добро) и любовью к себе (эгоизм, зло) приводит к появлению новой социальной структуры идеальной с точки зрения данной религиозной доктрины.
Как вода течет с гор в моря и океаны благодаря разности гравитационных потенциалов, а электроны движутся по проводнику благодаря разности электрических потенциалов, так и социум движется от зла к добру благодаря разности нравственных потенциалов.
В сущности религия это наука в взаимоотношении человека с окружающим миром, в частности, христианская религия о взаимоотношении с другими людьми как части окружающего мира, религия это наука о нравах, о нравственности.
К сожалению, в современном мире доминирует либеральная идеология, в которой во главу угла поставлен индивид, его свобода и его интересы. Главный этический принцип либерализма - хорошо то, что хорошо для тебя, независимо от того хорошо ли это для остальных людей. И если этот принцип конфликтует с другими принципами, например, не убий и не укради, то поступают в соответствии с главным принципом. Т. е., можно и украсть и убить если можно избежать наказания за свои поступки. История, в том числе и новейшая изобилует примерами такого поведения как отдельных людей, так и структур из них состоящих. Более того, можно создать условия, при которых наказание не последует - В России сначала приняли соответствующие законы, а потом уже на законном основании пол страны растащили по карманам приближенных к телу. В мировой политике достаточно вспомнить что вытворяли США после развала СССР и появления однополярного мира.
Поступки совершаемые в соответствии с такой либеральной идеологией как раз и являются деструктивным развитием и привели человечество на грань исчезновения либо в результате третьей мировой войны, либо в результате разграбления ресурсов и уничтожения или катастрофического изменения среды обитания.
Как это ни печально, но предпосылок для конструктивного развития я пока не вижу ни в России, ни в мире. Есть робкие шаги в этом направлении, но этого крайне мало для изменения ситуации.