Понятие 'философского камня' исходит из западной средневековой алхимии. Ее философская база - Платонизм, а концептуально-методическая маркируется как 'Герметизм', или 'западная магическая традиция' - 'змт' Здесь не делается выводов об истинности или ложности доктрины, только перечисляются связанные понятия, минимально необходимые для корректного понимания темы.
'Змт' основывается на представлениях, что все наблюдаемые и сокрытые вещи и явления, включая неживую природу, являются проявлениями самоактуализирующегося Духа. Он первичен, фундаментален и иерархически организован, воплощен. Важно понятие 'септенер' - сложная концепция, объединяющая в рамках символических рядов представления о семи планетах (в числе коих Солнце и Луна) и металлах. Эти объекты наделены некими свойствами и являются их идеальными 'проводниками', выражают их вполноте в проявленном мире. То есть концепт шире, нежели наблюдаемые тела планет, или слитки. Кроме того в 'змт' важен концепт о том, что для эффективной работы с духом любой природы в ходе любого процесса, ритуала для оператора требуется некая точка опоры на физическом плане и обязательно должно быть проявлено некоторое физически ощутимое явление, свидетельствующее о нормальном ходе процесса.
Эта идея ключевая. Касается всех аспектов практических попыток применения 'змт'. В отличии от шаманиза, восточных доктрин. Оператор манипулирует духом, 'в духе', но исключительно с опорой на физические предметы. Не будь этого догмата, не возникли бы лаборатории и реторты.
Задачей практика алхимии являлось совершение трансформации собственного духа в ходе многоэтапного процесса в котором предполагалось обнаружить в себе и 'очистить элементы' собственного состава и привести их к состоянию, возможно близкому к идеалу. Процесс организован в соответствии с представлениями о взаимовлиянии элементов септенера. Искомое 'золото' - конечная фаза процесса 'делания' [себя] 'opus magnum'. Символически она связана с металлом - золотом, которое связано с 'Солнцем'. Оно выражает максимальную полноту бытия, могущество и способность к любым дальнейшим реализациям.
Таким образом, с учетом изложенного, философский камень является концептом свидетельствующем о корректном исполнении описанного алхимического процесса. Физически он должен был так же являться неким объектом, веществом. Как следствие обретения получившим этот 'камень' оператором 'высших свойств духа' и камню и оператору приписывались способности трансформации материи. Поскольку фактически это уже было достигнуто в рамках 'делания', дальше речь фактически шла бы о промышленной эксплуатации побочно полученной технологии, которая и интересовала 'спонсоров' алхимиков, послужила дальнейшей мистификации и профанации базовой идеи.