Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как становились придворными портретистами в европейских странах в эпоху Возрождения и позднее?

Вопрос в рамках конкурса «История портрета».
ИсторияИскусство и культура+2
Маша Фесенко
  ·   · 3,5 K
Профессиональный литератор  · 24 янв 2022
Я думаю, Вас интересует не столько культуроведческий, сколько социально-экономический аспект данного вопроса. То есть, Вы на самом деле хотите спросить: "А как вообще стало возможным появление и процветание интеллигенции как социальной прослойки в феодальном обществе?" На этот вопрос я и постараюсь ответить, не отвлекаясь на биографические подробности жизни гениев Ренессанса.
Постулат первый: в доиндустриальную эпоху существовал единственный производящий класс - это крестьяне. Все остальное - это потребители (грубо говоря, дармоеды). Следовательно, рост количества разнообразных потребителей (не только демографический, но и социальный - появление новых социальных слоев и такого социального феномена, как урбанизация) должен был быть обусловлен ростом (количественным и качественным) производящего класса и производства внутри него.
И это действительно так. Вспомним, когда начался Ренессанс - вторая половина XIII века, в конце средневекового климатического оптимума, когда триста лет не было неурожаев (то, что сейчас именуют "глобальным потеплением", всего лишь возвращение к климатическим условиям этого оптимума после долгого малого ледникового периода). То есть было достаточно удобного времени, чтобы производящий класс вырос количественно и сумел развить культуру производства качественно.
Постулат второй: в доиндустриальную эпоху свободное время - такая же привилегия, как, например, право на суд равных. А ведь не только создание произведений искусства (любых), но и их потребление (этот термин выглядит грубо, зато он наиболее простой и ясный) требует достаточного количества свободного времени у большого количества людей. Экономически это также было возможным только в результате того, что производство перестало занимать основную долю времени. Проще говоря, суточная структура для типичного человека (а 99% населения того времени - это именно крестьяне) стала не 2/3 производство, а 1/3 отдых, а, скажем, 1/2 производство, 1/3 отдых, а 1/6 - свободное время. Которое можно было тратить на что угодно.
Постулат третий (маркетинговый): для искусства нужна подготовленная аудитория. Еще раз напомню - у нас доиндустриальное общество, где два основных класса - производящий/крестьяне, и потребляющий/феодалы (феодалы - это воины), и для обоих эстетическое чутье - ненужное излишество. Как вообще могла появиться подготовленная аудитория в Европе XIII века? В принципе, выше мы уже ответили на этот вопрос - резкий рост производства продовольствия, появление свободного времени, а отсюда массовое появление интереса к т.н. философским вопросам и массовый запрос на их решение. Но здесь нужно вспомнить и про основное культурно-философское учреждение феодальной Европы - это церковь. До XIII века только церковь занималась просвещением масс (исходя из своих интересов, но это уже другой вопрос), развитием у масс эстетического чувства, а также сохранением и развитием античного культурного наследия. Основной упор при этом делался на философию и связанные с нею дисциплины, в том числе эстетику. В социальном же плане церковь была той структурой, которая обеспечивала существование интеллигенции всю первую половину средневековья.
Постулат четвертый: для развития общества потребления культуры необходимо культурное общение внутри общества. Вспомним школьный курс истории - что из себя представляло типовое феодальное общество? Мозаику самообеспечивающихся (натуральное хозяйство!) и самодостаточных социальных ячеек во главе с феодалом, в принципе особо не нуждающихся в общении друг с другом (феодальная раздробленность!). Но мы уже знаем (см. постулат первый), что к тому времени внутри этих ячеек резко выросло производство основного продукта (а это - продовольствие), увеличилось количество людей со свободным временем (см. постулат второй), которые к тому же стали получать пускай специфическое, но какое-никакое образование благодаря церкви (см. постулат третий). А экономически это неизбежно вело к спецификации производства: то есть стало зарождаться разделение труда (хотя вообще "разделение труда" - это феномен уже индустриального общества). Там же, где есть разделение труда, есть почва для развития торговли - торговать есть чем и торговать есть для чего. А торговое общение - это всегда еще и культурное общение.
Обратимся к истории Италии XIII века (века начала эпохи Ренессанса). Найдем ли мы там рост торговли? Найдем, да еще какой! Скажем, уже упоминавшийся выше процесс урбанизации (который мы упоминали выше, и который тогда пошел по всей Европе). Что из себя представлял типовой европейский город того времени? Это торговый центр. То есть возьмите любой современный торговый центр (название роли не играет), пристройте к нему жилые помещения (чтобы торгующие там там же и жили) и добавьте административное помещение (дворец местного феодала и/или главы города) - вот вам обычный средневековый город.
Помимо внутренней торговли, XIII век был еще и временем бурного расцвета торговли внешней, как внутриевропейской, так и средиземноморской. Опять вспомним курс школьной истории - в XIII веке крестоносцами был разгромлен главный внешний торговый конкурент итальянцев (прежде всего Венеции и Генуи) - Византия. Таким образом, итальянцы стали монополистами в торговле между Западом и Востоком, и монополия эта сохранялась несколько сот лет.
(Замечу, что все крестовые походы были еще и предприятием торговым: вслед за отрядами крестоносцев шли торговцы, немедленно устраивавшие свои торговые дворы в занятых воинами городах).
Таким образом, перед нами - вся группа предпосылок, способствовавших появлению и развитию такого класса (точнее, социальной прослойки), как "интеллигенция Ренессанса", к которой, безусловно, относились и живописцы.
Напоследок вернемся к Вашему вопросу в первоначальной форме, и разобъем его на несколько подвопросов.
  1. "Кто такой средневековый живописец?" - в Средневековье, в отличие от современности, профессиональная категория была равнозначна категории социальной. То есть живописцами становились не по призванию (как сейчас), а по происхождению.
Иными словами, был человек, зарабатывавший себе на жизнь живописью, вокруг него группировалась "большая семья" (большая семья - несколько поколений, живущих вместе и вместе занимающихся социально-производственной деятельностью), так или иначе участвовавшая в его занятии. Чтобы стать живописцем, нужно было либо изначально быть внутри "большой семьи" живописца, либо тем или иным образом попасть внутри нее (как правило, путем брака).
  1. "Как средневековый живописец мог обеспечивать себя и свою "большую семью"?" Предпосылки к принципиальной возможности быть живописцем мы разобрали выше, теперь обратимся к конкретике. В средневековом обществе (как, впрочем, и в любом классовом обществе) производимым продуктом распоряжался правящий класс. А это были феодалы. То есть у правящего класса появились не только возможность, но и желание регулярно получать в свое распоряжение произведения искусства. А для этого - тем или иным образом содержать того или иного интеллигента-дармоеда вместе со всей его "большой семьей".
(Почитайте биографию любого гения Возрождения - вы наверняка найдете там имена всевозможных меценатов с громкими титулами.).
  1. "Как средневековый живописец попадал к двору главного феодала?" Вспомним структуру феодального общества - это так называемая феодальная пирамида. В социально-административном плане - союз феодальных ячеек (о них мы писали выше). В каждой такой ячейке был свой феодал со своим двором, чем крупнее был феодал, тем крупнее был двор. А теперь предположим, что в трети этих дворов были свои живописцы. Как правило, несколько раз в год феодалы приезжали ко двору сюзерена, при достаточном уровне богатства - со всем своим двором (и, значит, с живописцами). Для сюзерена же было вполне нормальным попросить от своего вассала в подарок в том числе и живописца.
Я уж не говорю о том, что и сам сюзерен мог содержать такую же "большую семью живописца", как и его вассалы.
Выше мы уже говорили о том, что в средневековье профессиональная категория=социальная категория (индийский термин - "каста"). И все социальное общение шло только внутри этой категории. То есть "большие семьи" интеллигенции все время общались между собой, поддерживали друг друга (а иногда и конкурировали), и между собой заключали брачные союзы. И это тоже был один из способов поменять хозяина.
  1. "Чем было искусство для средневекового общества?" Искусство для средневекового общества (как, впрочем, и для любого общества) было категорией не столько философско-эстетической, сколько идеологической. Эстетические споры (и войны) внутри творческой интеллигенции отражали в том числе и межклановую борьбу внутри правящего класса. А двор любого сюзерена, особенно с концом эпохи феодальной раздробленности, социально представлял из себя несколько соперничающих кланов, для которых сюзерен был фигурой внутриклассового компромисса. В такой обстановке каждый крупный феодал стремился продвинуть своих людей (а это касалось и творческой интеллигенции) ближе к сюзерену.
Мне кажется, теперь Вам вполне понятно, как становились придворными живописцами не на уровне конкретных биографий, а на уровне системы.
При чем здесь интеллигенцяия? В то время художник - это ремесленник. Он предоставляет востребованную услугу... Читать дальше
по профессии - историк-архивист, круг профессионал...  · 29 янв 2022
Если коротко, то в основном по протекции. Кроме несомненного таланта даже гениям живописи нужна была определенная доля удачи, чтобы "сильные мира сего" обратили на его творчество внимание. Обычно ступенью к придворному статусу... Читать далее
1 эксперт согласен
НЧОУ ВО "Северный институт предпринимательства"...  · 21 янв 2022
Для ответа на поставленный вопрос в качестве примера возьмем образ художницы. В профессию художниц шли девушки, стоявшие где-то в промежуточном положении между дамами и служанками. Художницами могли стать дочери художников, у... Читать далее
Пенсионер с разнообразными интересами-история,поли...  · 18 янв 2022
Придворный художник был художником,который рисовал только для королевской или княжеской семьи-преимущественно их портреты.Придворный художник мог быть иногда и придворным скульптором-как Микеланджело.В Западной Европе должность... Читать далее
Я работающая пенсионерка, конструктор с...  · 19 янв 2022
Да так же, как и сейчас, удача, связи и немного способностей. Но это характерно не только для портретистов, а для всех приближенных к телу власть имущих.
Я пашу на производстве, а после люблю отдыхать не...  · 30 янв 2022
Мне это вообще до звёзды, они по крайней мере портреты писали. Нынешние придворные политики ничего не пишут кроме бездарных законов, а зарплату получают. И причем не маленькую, вот это нас должно беспокоить, а не придворные... Читать далее