О суевериях в допетровское время мы знаем лишь по вторичным источникам. Все, что существовало в устной народной традиции, было записано значительно позднее – в 18-19 вв., когда в России организовывались сначала географические, а затем и этнографические экспедиции. И исходя из этого, можно предположить, что являлось суеверием в более ранний исторический период.
Собственно говоря, большинство суеверий связано с язычеством, с которым активно боролась Православная церковь. И здесь получается очень интересно. По официальным данным язычников к 17 в. вроде бы и не осталось. Однако элементы язычества были, и они остаются и по сей день. Прямого поклонения Перуну, конечно, не было, однако силам природы продолжали поклоняться, не взирая на церковные проповеди. Очень много языческих традиций сохранялось во время посевной. Однако это скорее были безобидные обряды – сеять подсолнух на закате и в тишине, сеять и сажать только в хорошем настроении, петь частушки, а иначе урожай будет плохой и пр. На это церковь не обращала внимание.
Гораздо сложнее было с верой в мифических существ – домовых, банников, овинников, кикимор, леших, русалок и пр. Огромное количество народных сказаний об этих персонажах можно и сейчас прочесть в специализированной литературе. Опять же, многие суеверия имели под собой определенные хозяйственные установки (дом содержать в чистоте, иначе домовой обидится; овинника благодарить – урожай долежит в сохранности до весны и пр.).
Более серьезными суевериями можно считать «жертвоприношения» при строительстве нового дома. «Дом строится на чью-то голову» - серьезное суеверие, которое заставляло приносить в жертву коня, быка, или петуха. За это церковь порицала прихожан, однако сделать ничего не могла. Зато выбор места для дома – не на дороге (богатства не будет), и не на месте бани – это воспринималось нормально. Еще одним суеверием было «обидеть плотников» при строительстве дома – не доплатить, или плохо накормить. Верили, что плотники наведут порчу, дерево съедят жучки, богатства не будет. Однако данное суеверие скорее относилось к правилам хорошего тона, и на него церковь тоже закрывала глаза. А жадного хозяина, не отдавшего плату работникам, могли и пристыдить на проповеди.
Верили в сглаз, но это суеверие существует и по сей день, и бороться с ним приходится и сейчас.
Очень много суеверий было связано с кладами, особенно с «заговоренными», которые по той же народной молве, требовали кровавой жертвы, чтобы открыться. Вот здесь уже было все серьезно, кладоискатели шли на все, чтобы заполучить сокровища. И если человеческая жертва была доказана, то дело рассматривалось как уголовное, уже не церковью, а властями.
А вообще – и сегодня существует множество суеверий, как дошедших до нас с допетровских времен, так и появившихся уже в современности. Свои суеверия у летчиков, моряков и спортсменов. Много интересных суеверий рождается в студенческой среде («халява ловись» и пр.). Элементы язычества все равно присутствуют и в 21 в. (Мусор на ночь нельзя выносить – богатства не будет, нельзя возвращаться с дороги, а если вернулся – надо посмотреть в зеркало и др.)
Вот одна из самых ранних книг о русских суевериях: Чулков М. Д. Предания о народных русских суевериях, поверьях и некоторых обычаях: Заимствовано из "Словаря русских суеверий" [Соч.] [М.Д. Чулкова], изд. в 1782 г. М., 1861.
И современные исследования:
Власов М. Русские суеверия. СПб., 2018.
Панкеев И А. Тайны русских суеверий: Суеверия, предания рус. Народа. М., 1998.