Очень интересный вопрос.
Большинство мемориальных комплексов построено в традиции архитектуры травмы: они все похожи на классические мемориалы, посвящённые Холокосту. Давящий серый бетон и т.д. Например, делали проект нового музея Блокады - получался Либескинд (архитектор Еврейского музея в Берлине).
Но иногда бывают проекты, которые пытаются отойти от этой системы и предложить что-то другое. Сегодня 78-я годовщина восстания в Собиборе, и мы как раз недавно обсуждали с историком Марией Макаровой реконструкцию мемориального комплекса Собибор. Там проводили конкурс на новую концепцию, среди прочих вариантов была концепция польского бюро MTA Architekci: предлагалось отойти от погружения человека в эмоции, от привычного маршрута, когда посетители мемориала идут от перрона к месту казни, повторяя путь узников. Интеллектуальное осмысление происходившей трагедии. Объяснение такого подхода очень гуманистическое: это отстранение не потому, что это не наша история, а потому, что мы всё равно не сможем почувствовать то, что чувствовали жертвы (проблема свидетельства etc.). Поляну, где находится массовое захоронение, предлагалось закрыть стеной, в которой должна была остаться щель. Получилось бы, что место упокоения скрыто от любопытных глаз, но при этом человек, которому важно это увидеть, может остаться наедине со своими эмоциями, смотря в эту щель. Это мог быть очень интересный проект, но его не одобрили: аргумент - «скрывать жертв - уподобляться нацистам». Обновленный мемориал Собибор будет музеем травмы, где посетители идут от перрона к газовым камерам.
Мемориал, который произвёл лично на меня самое большое впечатление - это Понары (Литва). Там нет никакого музея, никаких билетов и экскурсий. Это просто несколько памятных знаков в лесу. Когда я была там летом 2019-го года, стояла звенящая тишина, в которой даже пение птиц слышалось как что-то странное. Ты просто идёшь по лесным дорожкам и понимаешь, что тут были убиты и сожжены тела тысяч человек. Никакие объяснения и тексты были не нужны.