Создание любой нации - это всегда процесс конструирования определенного идеала из имеющихся разнородных элементов. Иногда этими элементами могут быть другие нации. При этом следует отметить, что о полноценных нациях мы не можем говорить ранее конца XVIII века, а начало процесса конструирования наций - это не ранее конца XVII века. Так что мы сейчас в принципе имеем не очень богатый материал для анализа. Можно привести несколько примеров:
- Французы. Тут как раз пример успешного создания такой нации - из бургундцев, гасконцев, провансальцев, парижан и т.д. Французская революция фактически завершила процесс создания французской нации, которая может считаться едва ли ни эталоном.
- Итальянцы (известна фраза Массимо де Адзельо: "Мы создали Италию, теперь осталось создать итальянцев"). К тому времени, когда состоялось объединение Италии на ее территории уже существовали полноценные нации: миланцы, неаполитанцы, венецианцы, генуэзцы и многие другие. Вот из всего этого разнообразия пытались создать идеальных итальянцев. Получилось не до конца - до сих пор сохраняется деление на северных и южных итальянцев, которые не очень дружат.
- Немцы. Примерно в то же время, когда начали создавать итальянцев, начали создавать и единую немецкую нацию из отдельных германских наций (почву для этого заложили "романтики" еще в начале XIX века, когда начала продвигаться идея о том, что все, говорящие на немецком языке - это члены единой немецкой нации). Ситуация была примерно такая же: прусаки, вестфальцы, саксонцы, швабы и многие другие. А еще баварцы и австрийцы, которых тоже активно пытались интегрировать. Тут ситуация примерно такая же - серьезные различия между регионами сохраняются, в том числе и в языке.
- Американцы. Тут процесс конструирования единой нации еще не завершен (он почти завершился к 1960-м годам, но тут пришлось начать интегрировать афроамериканцев и латиноамериканцев, а позже). В целом процесс идет довольно успешно, политическая основа нации работает, но социокультурные различия продолжают сохраняться.
- Уже упомянутая в одном из ответов "новая историческая общность - советский народ". Но это скорее не создание нации, а создание метаобщности, гораздо большей, чем нация. Итог известен.