Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем отличаются казаки прошлых и нынешних времён Российской Федерации?

Казаки
Денис Горелов
  ·   · 14,7 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 26 авг 2021  ·
asocial_gumoMEM

Для начала надо дать небольшой экскурс в историю казачества, потому что в "прошлые времена" они тоже отличались друг от друга. Итак, само слово "казак" в русских летописях упоминается в XIV веке, большая часть исследователей сходится на том, что обозначает оно "вольный человек". Изначально так называли людей, который по каким-то причинам бежали в регионы пограничья между "лесом" и "степью", селились там, и жили за счет того, что ходили в набеги то на одну, то на другую сторону. При этом изначально казачьи общины формировались из представителей самых разных этносов, а поскольку были это в основном мужчины, то женщин они точно также добывали по разные стороны границ. В результате где-то к XVI веку сформировались довольно многочисленные группы казаков в разных регионах пограничья, основными из которых были Дон, Днепр, Волга и прочие реки. Взаимоотношения казаков с государствами было разное - подданство они особо не признавали, но время от времени готовы были пойти на службу (с которой точно так же легко и свободно могли уйти в любой момент). Лучше всего в то время казачество характеризует аббревиатура ОПГ. Несколько более организованы были казаки, проживавшие в Запорожье, поскольку они были частично включены в реестры Речи Посполитой. В России, по мере усиления государства, также осуществлялись попытки поставить казаков на постоянную службу, с разной степенью успешности.

До эпохи Екатерины II казаки находились в таком неопределенном статусе - вроде бы и подданные, но при этом регулярно дозволяли себе своеволие, в том числе по своей инициативе ходили в набеги на соседние страны, да еще и регулярно восставали, если чувствовали ограничение своей вольницы. Но после Пугачевского восстания начинается серьезное ужесточение политики государства по отношению к казакам, в результате чего они превращаются в служилое сословие. При этом назвать их отдельным этносом было нельзя - существовали довольно серьезные различия между разными группами казаков. Объединяла их исключительно сословная принадлежность. К концу XIX века казаки в России превратились в некое подобие внутренних войск - их основная задача была подавление недовольства со стороны подданных, хотя часто их использовали и в качестве военной силы в войнах с соседями.

После революции и Гражданской войны значительная часть казаков была либо уничтожена, либо оказалась в эмиграции. По отношению к оставшимся в Советской России велась политика "расказачивания", связанная с тем, что сословное деление было отменено, соответственно потребность в выделении казаков в отдельную группу исчезла. Значительная часть казаков была переселена в другие регионы.

С конца 1980-х годов начинаются попытки "возрождения" казачества. Беру это слово в кавычки, потому что фактически речь идет об искусственном конструировании общности, на основе крайне поверхностного и упрощенного знакомства с реальной историей казачества. Тут начали появляться "теории" о том, что казаки появились чуть ли не в античности, что они всегда были отдельным народом и т.д. и т.п. В итоге представителям "казачьего лобби" удалось добиться того, что в переписи 2002 года казаки были выделены в отдельный этнос. Но тут все грустно - если по дореволюционной переписи 1897 года в Российской империи около 3 миллионов человек причислили себя к казачьему сословию, то по переписи 2002 года - около 140 тысяч, а в 2010 году - 67,5 тысяч. Так что нынешнее казачество по отношению к тому, что было в XIX веке (не говоря уже о XIV веке) - это примерно то же самое, что реконструкторы по отношению к римским легионерам. Поскольку исчезла потребность в казачьем сословии (сейчас функции внутренних войск выполняют совсем другие подразделения), то единственное что им остается - это имитировать отдельные элементы быта и традиций, зачастую не понимая их происхождения и изначального назначения. Ну и попытки время от времени взять на себя функции органов охраны правопорядка - тут, как мне кажется, это надо жестко пресекать.

Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin

Раньше казаки были воины и тру женики, а сейчас скоморохи и бездельники

satana18m, пропустили момент когда они были ростовщиками и грабителями.

Не только казаки,но буквально всё отличалось раньше от теперешнего

Великолепное объяснение!

Что хочется сказать, казаки, как класс был полностью уничтожен. Сначала большевиками, затем добит сталинскими соколами, ну последних винить в этом сложно было, (коллаборационизм, который тоже собственно имел под собой моральную, так сказать базу)

Поясню свою позицию, факт наличия дальних предков казаков, на мой взгляд, не делает казаками современников, в историческом промежутке из вчерашнего комсомольца казака получиться не может. И вот почему казаки это традиции, культура, воспитание прежде всего, кровь тут не при чем и это было прервано окончательно и бесповоротно в современной России казаков быть не может. Например у меня пра прадед был иреем, ну это не делает меня причастным к духовенству ни на грамм.

Если человека выгнали из охранников пятерочки по причине пьянства и воровства колбасы, казачьи корни в этом случае от ищутся очень легко...

Однако не все так безнадежно, казачьи общины остались в эмиграции, да до сих пор, их очень мало, но они есть они родились и выросли в эмиграции, но говорят по русски, они православного вероисповедания, они воспитаны на основах и традициях казачества, если они допустим переедут в Россию и воспитают здесь своих детей то это и будет точкой истинного возрождения казачества.

В современной РФ казаков нет и быть не может...

MR.DETECTIVE CRIMINAL MPD, вы многие вещи говорите правильно, но при этом у вас есть несколько фатальных ошибок.

Во-первых, а кто, собственно, такие казаки? Вы, видимо, подразумеваете под этим какую-то народность, национальность... иначе какое смысл говорить о крови, наследственности, предках? Но казаки - это не народ, на национальность, это сословная группа. То есть, по факту, любой человек (вне зависимости от предков и национальности) мог быть казаком. И, наверное, даже сейчас мог бы им стать, если бы не тот факт, что в современной РФ нет сословий как таковых, соответственно, и стать представителем какого-либо сословия не получится. Да, у нас есть самоназванные князья с графьями, но ведь все адекватные люди понимают, что это - цирк и клоунада. Вот и с казаками так же.

Во-вторых, вы говорите, что все казаки были уничтожены большевиками, Красной Армией и т.д. Но при этом, видимо, как-то забываете, что и в РККА были казачьи части (впрочем, они даже у гитлеровцев были). То есть, говорить, что красные уничтожили казаков - ну это примерно как говорить, что они уничтожили сами себя. Казаки были по обе стороны конфликта и в Граэжанскую, и в Великую Отечественную...

А уничтожены они были не столько военной силой, сколкьо изменением уклада жизни. И именно это изменение привело к тому, что в современной России казаков не может быть по определению. А те, кто есть, это ряженные клоуны, а не казаки.

Вот в последнем я с вами категорчиески согласен.

Автор хорошо описал поздние события.Дополню тем что и кто стал родоначальником казачества и почему их одежда так похожа на одежду кавказских народов. Найдите на сайте ДОКУМЕНТЫ абзац который я помещу в Скриншоте (Интериано,Джорджио) http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html

FireShot Capture 266 -  - www.vostlit.info.png

Повторял и буду повторять- настоящие КАЗАКИ остались в Тироле в 1945 году. А нынешние-ряженки-кизяки.

@Пётр Белов, Тема вовсе не про предателей и коллаборационистов. А про казаков, как русское сословие. Которое закончилось на чужбине в 1945 году. А то, что как бы "возрождали" большевики или новые "россияны"-это самозванцы-проходимцы. Ряженые, как современные реконструкторы Куликовского сражения. Ничего общего, кроме совместной территории, не имеющие. Как то так.......

Лично мне импонирует версия о том, что предками казаков являются половцы, которые жили на огромной территории от Черного моря до озера Байкал, где и распространено казачество. Кстати в названии города Харьков, половецкие корни.

@Олег Мурашко, потомки половцев это кипчаки и карачаевцы!
Правильная статья.Почему "ряженные"служат при МВД,то ли свидетелями,то ли очевидцами.Если МВД не хватает личного состава,так увеличьте его,создайте прежний ВОХР,дружинников.Но нет,идет дебилизация,придумали форму для них,зачем?Казачество,это село,сено,лошади,земля,урожай...когда необходимо призывали на службу государству.Так у нас,что,пришли смутные времена,или кто то просто сидит на "казачестве" и стрижет банкноты.
@Александр Юрьевич, это в вашем предположении.Казаки служили передовой силой борьбы с народом,против демонстраций,уличных протестов,митингов...и вы считаете это службой?За вот такие действия и были выселены и преданы забвению.И только при власти капиталистов,попытались возродить "бродяжничьих"алкашей.И что получилось?Извините я не националист,но казак с физиономией закавказского розлива,явно говорящего с акцентом,бывших милиционеров ,не прошедших аттестацию...это не казачество.Это ряженные отряды в городах,больших сёлах.Где хутора,где хозяйство?
Складно излагаете, сударь. Но вопросики, таки, возникают.
Здесь уважаемые господа и спорить не о чем. Казачество исторически это крестьянская община промышлявшая еще и разбоем и войной (наемничеством) и торговлей. Автор слегка затронул тему "реестровых казаков" то есть казаков состоявших на государственной службе, эти были в ходу в Речи Посполитой и на Руси. Они были профессиональными головорезами наемниками имевшими кроме жалования еще и долю с военных трофеев и не брезговали мародерством, хотя и имели очень четкий моральный кодекс которому они следовали, имели они также и четко построенную систему власти на местах (сходы и "Сечь" где они выбирали сами себе начальников и решали любые другие вопросы. Но политики закрывали на это глаза ибо военная сила никогда лишней в политике не является. Сегодня в политике России (у политической "элиты"), очень большой запрос на наемничество и такой инструмент как казаки как раз к стати. Но сегодня казак в России это не общинник и не крестьянин, сегодняшний казак в России это бывший сотрудник силовых органов или ветеран вооруженных сил, спецслужб, либо просто завязавший с рэкетом и грабежами бандит. По сути сегодняшние казаки в России это ряженые в папахи и галифе боевики фашистского толка, эдакий российский близнец коричнево-рубашечников в Германском Рейхе 1930 - 1940 годов. Современные казаки это уже не крестьяне с кодексом общинников и православных христиан нет больше "Сечи", на сходах сидит представитель прокуратуры или полиции и выборных атаманов с есаулами нет - это фашистские отморозки под контролем российских силовиков. Которые за деньги готовы на любые преступления против человечности. Слава Богу !
аффтар хватит уже пудрить мозги на эту тему,надоело.Я скажу для " особо одарённых".До революции,имею в виду Октябрьскую, казачество было реальной военной силой.В Российской империи существовали казачьи войска Всевеликое Донское Казачье Войско,Кубанское,Терское,Оренбургское,Сибирское,Семиреченское,Забайкальское и т.д..казачьи войска.Сейчас казачество это обыкновенные общественные организации,ту типа "Общества пчеловодов любителей" или "Общество огурцеводов".
Потомственный Семиреченский Казак,не состоящий ни в одной казачьей организации.
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 16 сент 2021
Согласен с Алексеем Панченко: казаки в разные времена были разными. А начиная с XVIII века, они стали отдельным сословием. Сословность - ключевой признак. На излете своего сословного существования, то есть в конце XIX - начале... Читать далее
Лучше и короче никто не сказал! Именно что, Реестровые создали дружины а Станичные клубы по интересам!
Кирилл Шатилов — репетитор, переводчик, писатель,...  · 26 авг 2021  · best-tutor.nethouse.ru
Мы понятия не имеем, какими казаки были раньше, и потому не знаем, чем они отличаются от сегодняшних. Возможно, они всегда были чуть картавые и чуть носатые, и занимались не пойми чем и зачем. Возможно, большинство их всегда... Читать далее
Репетитор по английскому, писатель, переводчик Кирилл ШатиловПерейти на best-tutor.nethouse.ru
Комментарий был удалён за нарушение правил
Первый
Электромеханик  · 27 авг 2021
К сожалению мы видим что казачества как какой-то единой группы сословной или этнической уже нет! Насколько помню последние казаки исчезли из Советской армии в 1955 году когда хрущев разогнал Конномоторизованыне дивизии!И больше... Читать далее
философ. "Всё суета сует и всяческая суета"...  · 7 сент 2021
Элементарно. Раньше они были ПОГРАНИЧНЫМИ ВОЙСКАМИ РОССИИ, входили в государственную структуру с конкретными, особыми Правами и Обязанностями - организованного института сословия. Сейчас это "сектанты" исторической... Читать далее
Профессор РАЕ, Нестеров Андрей Иванович  · 8 сент 2021
Казаки - это ассимилированные со славянами в период Речи посполитой казахи (потомки скифов, сарматов, хазар ), где последняя буква "х" была изменена на "к". Подобно тому как название христианство стало крестьянством. И казаки и... Читать далее
КазаХи это потомки монголов с гаплогруппой O а у казаков типичные русские R1a и N1c
Писатель, поэт, https://www.litres.ru/mihail-konst...  · 26 авг 2021

Духом времени, и установок, требующих от идущих – соответственного настроя, тождественного этому времени. Живёте в прошлом, прошлым – не преуспеваете в настоящем, теряетесь в том, чего нет – фантазиях своего ума.

Комментарий был удалён за нарушение правил
Художник. Историк. Психолог. Музыкант. Байкер  · 26 авг 2021
Казаки в прошлом - это сословная группа, военнонизированное сословие, живущее определенным укладом жизни. Учитывая, что в современном обществе никаких сословий нет, то - какие сейчас могут быть казаки? Только ряженные, только... Читать далее
не были казаки сословием ни когда, хоть и пытались их под сословие подогнать. купцы - сословие, ремесленники -... Читать дальше
Музыкант, скептик, прагматик, материалист. Советы...  · 26 авг 2021
Ни разу не историк, поэтому пишу моё личное мнение и на "Истину в последней инстанции" - не претендую. На мой взгляд, казаки прошлых времен - просто бандиты, но состоящие на службе у государства. То есть вместо того, чтобы... Читать далее

Очень похоже на правду.

Занимаюсь бизнесом. Имею ученую степень и два...  · 26 авг 2021

Господин Панченко ответил лаконично, но исчерпывающе на этот вопрос. Современные "казаки; скоромохи пытающиеся заигрывать с властью чтобы отломить побольше бюджетного пирога.