Для начала надо дать небольшой экскурс в историю казачества, потому что в "прошлые времена" они тоже отличались друг от друга. Итак, само слово "казак" в русских летописях упоминается в XIV веке, большая часть исследователей сходится на том, что обозначает оно "вольный человек". Изначально так называли людей, который по каким-то причинам бежали в регионы пограничья между "лесом" и "степью", селились там, и жили за счет того, что ходили в набеги то на одну, то на другую сторону. При этом изначально казачьи общины формировались из представителей самых разных этносов, а поскольку были это в основном мужчины, то женщин они точно также добывали по разные стороны границ. В результате где-то к XVI веку сформировались довольно многочисленные группы казаков в разных регионах пограничья, основными из которых были Дон, Днепр, Волга и прочие реки. Взаимоотношения казаков с государствами было разное - подданство они особо не признавали, но время от времени готовы были пойти на службу (с которой точно так же легко и свободно могли уйти в любой момент). Лучше всего в то время казачество характеризует аббревиатура ОПГ. Несколько более организованы были казаки, проживавшие в Запорожье, поскольку они были частично включены в реестры Речи Посполитой. В России, по мере усиления государства, также осуществлялись попытки поставить казаков на постоянную службу, с разной степенью успешности.
До эпохи Екатерины II казаки находились в таком неопределенном статусе - вроде бы и подданные, но при этом регулярно дозволяли себе своеволие, в том числе по своей инициативе ходили в набеги на соседние страны, да еще и регулярно восставали, если чувствовали ограничение своей вольницы. Но после Пугачевского восстания начинается серьезное ужесточение политики государства по отношению к казакам, в результате чего они превращаются в служилое сословие. При этом назвать их отдельным этносом было нельзя - существовали довольно серьезные различия между разными группами казаков. Объединяла их исключительно сословная принадлежность. К концу XIX века казаки в России превратились в некое подобие внутренних войск - их основная задача была подавление недовольства со стороны подданных, хотя часто их использовали и в качестве военной силы в войнах с соседями.
После революции и Гражданской войны значительная часть казаков была либо уничтожена, либо оказалась в эмиграции. По отношению к оставшимся в Советской России велась политика "расказачивания", связанная с тем, что сословное деление было отменено, соответственно потребность в выделении казаков в отдельную группу исчезла. Значительная часть казаков была переселена в другие регионы.
С конца 1980-х годов начинаются попытки "возрождения" казачества. Беру это слово в кавычки, потому что фактически речь идет об искусственном конструировании общности, на основе крайне поверхностного и упрощенного знакомства с реальной историей казачества. Тут начали появляться "теории" о том, что казаки появились чуть ли не в античности, что они всегда были отдельным народом и т.д. и т.п. В итоге представителям "казачьего лобби" удалось добиться того, что в переписи 2002 года казаки были выделены в отдельный этнос. Но тут все грустно - если по дореволюционной переписи 1897 года в Российской империи около 3 миллионов человек причислили себя к казачьему сословию, то по переписи 2002 года - около 140 тысяч, а в 2010 году - 67,5 тысяч. Так что нынешнее казачество по отношению к тому, что было в XIX веке (не говоря уже о XIV веке) - это примерно то же самое, что реконструкторы по отношению к римским легионерам. Поскольку исчезла потребность в казачьем сословии (сейчас функции внутренних войск выполняют совсем другие подразделения), то единственное что им остается - это имитировать отдельные элементы быта и традиций, зачастую не понимая их происхождения и изначального назначения. Ну и попытки время от времени взять на себя функции органов охраны правопорядка - тут, как мне кажется, это надо жестко пресекать.
Раньше казаки были воины и тру женики, а сейчас скоморохи и бездельники
Духом времени, и установок, требующих от идущих – соответственного настроя, тождественного этому времени. Живёте в прошлом, прошлым – не преуспеваете в настоящем, теряетесь в том, чего нет – фантазиях своего ума.
Очень похоже на правду.
Господин Панченко ответил лаконично, но исчерпывающе на этот вопрос. Современные "казаки; скоромохи пытающиеся заигрывать с властью чтобы отломить побольше бюджетного пирога.