На простой вопрос, всегда есть простой ответ. Рабы участвовавшие в восстании Спартака добивались свободы.Если такой ответ не устраивает, давайте разбираться. Спартак - не Фидель Кастро, который приплыл на остров Свободы, идеологически подкованный идеями марксизма-ленинизма. Да и само восстание, на начальном этапе, выглядело, как спор хозяйствующих субъектов. Гладиаторы, недовольные бытовыми условиями и качеством пищи, разоружили охрану и бежали в горы. А, там, в горах, кого только не было. Италия, в то время, представляла собой территорию, огородившуюся стенами городов, от всего основного пространства. В городах заседали муниципалитеты, граждане наслаждались сексуальной свободой и безопасностью, а за их стенами мир напоминал Россию, времен девяностых. Там было все: разоренное крестьянство, плантаторское рабство, кочующие пастухи, готовые раздеть первого встречного и просто разбойничьи шайки. Для обороны от бандитов, посессоры вооружали свих рабов, а чтобы содержание этих ЧВК не обходилось слишком дорого, отправляли на большую дорогу, поспрашивать прохожих о содержимом их кошельков.
Вот в такую стихийную субстанцию и погрузился отряд Спартака. Мир хижинам, война - дворцам!" - не прозвучало не от него, ни от ближайших соратников. Затем, когда успехи Спартака, в первых сражениях с муниципальными ополчениями, привлекли к нему массу добровольцев и его отряд превратился в армию рабов, там имел место единственный лозунг: "Грабь, награбленное".
Вряд ли кто-то в армии восставших тешил себя иллюзиями, что они могут добиться гражданства или перехода в другое сословие. Следующим, за рабом, общественным классом были вольноотпущенники. Но переход на эту ступень, требовал инициативы хозяина и сопровождался такими сложными юридическими и религиозными церемониями, что массового отпущения на волю, просто не могло произойти.
Если, в определенные моменты истории, римское общество и было расколото на противоборствующие стороны, то это был раскол свободных. В вопросах общественного статуса, это общество было едино. Никто, ни граждане Рима, ни граждане муниципиев, ни союзные общины не желали и не могли позволить себе пойти на уступки восставшим. Ну разве-что обещать амнистию, при условии возвращения к бывшим хозяевам. И, то лишь тем, кто не запятнал себя злодеяниями.
Конечно, среди восставших существовала утопическая идея разрушить этот Рим и, на его обломках, построить Рим новый. Город Солнца, где они станут правящим классом, а бывшие господа - рабами. Но, для бродячей орды, живущей на подножном корму, противостоять армии, которая имеет централизованное снабжение дело заранее проигрышное.
Историки-марксисты, как советские, так и буржуазные, но идейно-близкие марксистам, выдвинули в свое время гипотезу, что Спартак намеревался перевести восставших через Альпы, чтобы основать там государство равенства и братства, свободное от угнетения человека человеком.
По этой теории, получается, что родовая знать варваров и свободные общинники, с распростертыми объятьями встретили бы эту массу героев и предоставили бы им земли для поселения? Думается, потому, что повторения подвига Ганнибала не произошло, говорит о том, что восставшие хорошо понимали, что их ожидает за Альпийскими перевалами. Там их ожидает коалиция свободных людей, незнакомая территория и скудная добыча. Это оптимистический взгляд, на возможную ситуацию. Пессимисты были уверены, что, там, за горами их ждет жестокая резня и рабство. Конечно, не казарменное, а патриархальное, более комфортное, но все-таки...
Возможно некоторые, из участников восстания, добивались временного глотка свободы, некоторые горели жаждой мщения, некоторые просто шли, куда их вела судьба. Главное в вопросе: "Чего добивались восставшие, под руководством Спартака?" не выдвигать единственно правильных, идеологически обоснованных, теорий. Любое массовое мероприятие, с элементами насилия, это - мозаика, из совершенно отличных друг от друга элементов.
Как сказал римский политик и оратор 1-го века до н.э. , Цицерон: Рабы никогда и ни в коем разе не мечтают о свободе, они мечтают о собственных рабах....
Странный вопрос. Конечно справедливости и демократии. Как и нынешние либерал-демократы, хотели построить свободное общество в котором работать можно было по желанию, и у каждого гражданина было не менее двух рабов.