Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как искусствоведы относятся к реституции? Считают ли они правильной позицию России в этом вопросе?

Осталась под впечатлением от фильма "Женщина в золотом" (2015). Интересно экспертное мнение разных искусствоведов.

Например, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова некогда заявляла: «Возврат ценностей — это начало передела художественных коллекций всего мира. Античные мраморы в Британском музее — они ведь были просто выломаны из Парфенона и вывезены в Англию. А огромные коллекции африканского искусства в музеях США? В Лувре — итальянские коллекции, захваченные Наполеоном. И это не было компенсацией за разорение или потери в войне — это был просто бандитский налет Наполеона!»

Согласны ли вы с этой позицией?

ИсторияИскусство и культура+3
Елена Рогожина
  ·   · 3,1 K
Студентка-историк искусства, авторка канала "Искус...  · 13 авг 2021  ·
sorrowsofpolya

Сразу отмечу, что коллективный искусствовед пока к консенсусу не пришел. Эта проблема острее всего ощущается в бывших колониальных державах Европы: во Франции, Великобритании, Нидерландах. Два самых частых кейса - это захваченные материальные культурные ценности захваченных народов и незаконно изъятые у еврейского населения предметы искусства во время Второй мировой.
В любом случае необходимо установить в провенансе объекта факт незаконного приобретения, и в таком случае предмет должен быть возвращен.
Действительно, чем раньше исторически артефакт был изъят у его владельца, тем сложнее доказать необходимость его возврата с юридической точки зрения.
Однако сегодня гораздо важнее социально-политическое значение такого разбирательства, хотя и в процессе обеления репутации всей страны не все так гладко.

К примеру, в случае с бенинскими бронзами (их насильственный захват бесспорен) существует не только вопрос о наличии подходящего выставочного пространства, но и об их законном владельце. На этот статус претендуют как потомки королевской семьи Бенина, из чьего разрушенного дворца бронзы и были украдены (до этого они были их частной собственностью), так и создаваемый в Нигерии на территории Бенин-Сити Музей западноафриканского искусства.
В любом случае, рассредоточение культурных ценностей по миру и возвращение незаконно изъятого не может не радовать, даже если коллекции европейских музеев "обеднеют" (что маловероятно, учитывая разнообразие их собраний).

Что послушать:
- выпуск отличного подкаста о музейной реституции https://podcasts.google.com/feed/aHR0cHM6Ly9hbmNob3IuZm0vcy8yOTQzMzVhNC9wb2RjYXN0L3Jzcw/episode/M2VhMmYxNjMtMzI1Zi00YTcyLWJlZDAtNzcxNmMyNmJmZDFk?sa=X&ved=0CAUQkfYCahcKEwjY4MP6mK7yAhUAAAAAHQAAAAAQAQ

Что почитать про бронзы:
- О книге Дэна Хикса, посвященной кейсу бенинских бронз (отличная критическая статья) https://easteast.world/posts/296
- (здесь сама книга) https://www.jstor.org/stable/j.ctv18msmcr?turn_away=true&seq=3#metadata_info_tab_contents
- мнение представителя российской академии https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/25183/1/319-335.pdf

Мой канал об истории искусства в ТелеграмеПерейти на t.me/sorrowsofpolya
1 эксперт согласен

Большое спасибо!

Адвокат, IP юрист, специалист по модному праву  · 27 июл 2021

Тоже очень вдохновилась данным фильмом и собираюсь сейчас заняться реституцией культурных ценностей, о которой расскажу в своём блоге на инстаграм!