Как человек, который постоянно в своих публикациях о Средневековье твердит про "нет переносите в эту эпоху современное представление о нациях", хочу всё-таки отметить — в обратную крайность ударяться не стоит тоже.
Национальное самосознание в Европе всё-таки не возникло в один миг, по щелчку пальцев, подписавших Вестфальский мир. Конечно 1648 год тут стал явной точкой перелома: мы получили первую систему международных отношений, ведь суверенных прав за всеми европейскими государствами — огромный шаг к тому, чтобы жители этих государств начинали ощущать некую общность по факту проживания в границах страны (а не как раньше: в одной деревне, одном городе, как максимум — одной небольшой провинции). И инаковость с людьми, что по другую сторону этой границы живут.
Это действительно важнейшая вещь для оформления из этнических групп и народов настоящих наций. Однако процесс всё-таки начался ещё в Средние века — это очевидные плоды он дал в начале Нового времени.
А так, база для формирования английской и французской наций возникла по ходу Столетней войны, швейцарцы тоже обрели некое "прото-нацсознание" ещё в XIV веке — что привело к их конфликту с Габсбургами (из которого швейцарцы выйдут в итоге победителями и свою страну де-факто получат).
Изучая испанские источники начала "золотого века" я обращал внимание, что рассуждения о чём-то вроде единой нации можно встретить там ещё до того, как Кастилия и Арагон стали одним королевством. И даже слово "Испания" (хоть на карте такой страны ещё нет) иной раз звучало.
В общем, "не можем говорить" — перегиб, говорить о зачатках можем, по крайней мере с XIV века и в отдельных регионах. Ну а далее в самом деле огромную роль сыграет Вестфальский мир, после которого кардинально изменилась большая европейская политика, именно в плане механики её работы. Это быстро повлекло за собой и изменения в сознании людей, живущих в этих государствах. Кроме того (хотя и это связано с финалом Тридцатилетней войны) окончательно ушла на дальний план в вопросах политики церковь. Католическая просто утратила свою былую силу (ну, разве что Испания и Португалия отчасти исключение, но тоже...), протестантские на севере Европы укрепились в качестве части государственного аппарата, а не какой-то отдельной силы.
Раньше-то религия прекрасно работала как маркер "свой-чужой", была в Средние века ключевым решением этой проблемы. Теперь волей-неволей нужно было брать что-то другое, как-то двигаться дальше. Такой вот пинок к социальной эволюции.
Бальзам на сердце от человека, который пишет диссертацию по нац самосознанию в XVI веке)