Различные виды позорящего наказания используются с древнейших времен, либо предназначенные для унижения преступника перед телесным наказанием (или казнью), либо самодостаточные. Они связаны с юридическим еще римским понятием "гражданской смерти". Они состоят из разного комплекта одних и тех же элементов - транспортировка преступника по городу на виду у всех под крики толпы, выведение преступника на площадь, на возвышение, прикрепление его к позорному столбу веревками или цепями, может сочетаться с бичеванием, поркой, лишнение преступника атрибутов его положения (герба, парадной одежды, оружия), сперва при нем ломали его личный меч или шпагу, потом стали ломать просто шпагу или саблю, все равно чьи. Также преступника могли обливать водой, помоями, нечистотами, переодевать в шутовской костюм и т.п. Это всё - очень древние обычаи, сохранившиеся чуть ли не до нашего времени. Всё это сопровождалось зачтением приговора, списка преступлений и списка поражений в правах преступника и его семейства.
Очень много сходств между гражданской казнью Христа, декабристов, Чернышевского и Достоевского.
Исследователь казней в России Д.Ю. Шерих пишет:
Законом от 21 января 1846 года обряд публичной казни был учрежден. «Этот обряд, — писал выдающийся дореволюционный юрист Николай Таганцев, — состоял из двух частей: а) отвоза преступника на место казни на возвышенных черных дрогах, окруженного стражей, в сопровождении духовного лица, в арестантском платье, с надписью на груди его о роде вины, а изобличенного в убийстве отца или матери — с черным покрывалом на лице; и б) самого обряда казни, т. е. прочтения ему приговора, переломления над ним, если он дворянин, шпаги и выставки на эшафот к позорному, черной краской окрашенному столбу, где наказанный и оставался в течение 10 минут, а затем, если он подлежал наказанию плетьми, то исполнялось таковое и, когда следовало, налагались клейма».