Катакомбы служили первым римским христианам местом погребения, справления погребальных обрядов и поклонения святым и мученикам. С катакомбами тесно связаны становление христианских обрядов погребения, богослужения, почитания святых мощей и формирование христианской иконографии и изобразительного искусства. Утверждение, что в катакомбах первые христиане скрывались во время гонений, инициированных против них некоторыми императорами-язычниками, является домыслом исследователей XVII-XVIII веков, которые первыми приступили к изучению этих подземных сооружений. Теперь раскроем основные причины, по которым христиане устраивали собрания в этих тесных и темных местах.
1) ПОГРЕБЕНИЕ тел усопших. По этой причине вообще возникли катакомбы как таковые. Между тем первые христиане их называли криптами (от древнегреч. κρυπτή, пер. "крытый подземный ход"), а не катакомбами. Слово «катакомбы» восходит к названию кладбища на Via Appia (в 5 км южнее Рима), известного с III века и фигурирующего в средневековых источниках как coemeterium ad catacumbas. Только в IX веке "саtасumbае" стали называть все подземные захоронения. Первые крипты вырыли не христиане, а язычники, поскольку, согласно Законам XII таблиц, мертвецов было запрещено хоронить (и сжигать) в городе.
Hominem mortuum in urbe ne sepelito neve urito.
Leges duodecim tabularum, Tabula X (1)
Схема расположения Римских катакомб. Карта взята из электронной версии статьи "Катакомбы" Православной Энциклопедии (https://www.pravenc.ru/text/1681353.html)
В связи с этим запретом (принятом в гигиенических целях) все захоронения выносили за городские стены (extra muros) и располагали вдоль на больших дорог. Этому способствовали геологические условия Италии, где множество горных пород вулканического происхождения, очень удобных для строительства подземных сооружений. Обязательность исполнения закона привела к тому, что за городом в непосредственной близость друг от друга оказались могилы язычников, христиан и иудеев. Ученым известно, что еще примерно за столетие до появления в Риме христиан, там уже существовали семейные языческие некрополи и иудейские катакомбы. Последних в Риме насчитывается до 7. Самые известные находятся под Villa Torlonia и Vigna Randanini. По мнению ряда исследователей, иудейские крипты являются предшественниками христианских подземных захоронений. Другие считают, что христианские и иудейские катакомбы появились одновременно и являются общим продуктом эволюции погребальных обрядов в Средиземноморье.
Надпись и изображение меноры (семисвечника) в иудейских катакомбах Vigna Randanini. Рим, Via Appia, II-IV вв. н.э. Фотография взята с ресурса flickr.com (https://www.flickr.com/photos/sethschoen/2768848533/sizes/l/in/photostream/)
Христиане I-II веков, среди которых было много евреев, восприняв манеру погребений и архитектурные формы у своих соплеменников, придавали криптам особое значение. В отличие от иудеев последователи Христа ожидали скорого Второго пришествия Спасителя и воскресения мёртвых. Однако оно оказалось не таким и скорым, поэтому, когда первое поколение христиан ушло из жизни, возникла острая необходимость в их погребении. Характерное для христиан "чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века" требовало погребать усопших в кругу единоверцев и беречь их останки от повреждений. Загородные крипты с закрытыми нишами, вырубленными в горной породе, отлично подходили для решения этих задач. Повсеместный отказ от обряда кремации и постепенная христианизация побудили римлян во II веке рыть длинные подземные коридоры, в которых затем по мере надобности вырубались ниши, а в них полагались и замуровывались тела. Так возникли древнейшие захоронения катакомб св. Себастиана (100-250 годы), катакомб Домитиллы (середина II века), крупнейшие катакомбы св. Каллиста (рубеж II-III веков). Если II столетие отмечено тесным соседством христианских и языческим погребений в рамках единого комплекса, изначально бывшего частным некрополем языческой семьи (например, катакомбы Присциллы), то в III веке у христиан появляются свои катакомбы, находящиеся в собственности римской христианской общины. Гонения на христиан не помешали этому процессу, ибо римские законы оставляли за любым человеком право погребения. В итоге частные мавзолеи уступают место общинным кладбищам, которые заимствуют у первых богатую традицию росписи и надписей. Резкое разрастание христианских подземных погребений приходится на IV-V века, когда христианство становится в Римской империи сначала "разрешенной", а затем и господствующей религией. Однако в конце V- VI веке из-за нестабильной внешнеполитической ситуации, частых войн и нападений варваров традиция погребений в катакомбах сходит на нет, уступая место захоронениям внутри города при церквях и монастырях.
Римские катакомбы. Фото Александра Мельника. Сайт "Авторский путеводитель по Италии" (https://italyinsider.ru/katakomby-rima)
2) СПРАВЛЕНИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДОВ. Катакомбы смешанного типа, в которых хоронили как язычников, так и христиан, оказали большое влияние на обряды первых христиан. Языческие архитектурные формы, использовавшиеся для индивидуальных и коллективных погребений (ипогеи, амбулакры, локулы, кубикулы), были полностью заимствованы последователями Христа. В залах (кубикулах и триклиях) они совершали обряды поминовения усопших и трапезы. Об этом свидетельствуют граффити-моления на стенах залов. Так, в годовщину смерти христианина его родственники и единоверцы собирались за столом и, обращаясь в основном к апостолам Петру и Павлу, говорили: «Павел и Петр, молите за Виктора»; «Петр и Павел [держите] в мыслях»; «Петр и Павел, эти поминки устроил Томиус Целий»; «Петр и Павел, защити своих слуг»; «Дух Святой, защити… поминки…» и т.д. Кроме того, мраморные и терракотовые надгробия, имевшиеся также у язычников и иудеев, христиане сделали свидетельствами собственных представлений о смерти и Боге. На них мы видим собственно христианские выражения и символы: слова - in pace "в мире", receptus ad deum "почил в Бозе", Pax, Pax tecum in d(omino), Pax tibi, in pace, In deo, Vivas, Vivas in deo, reddidit "отдал душу"; символы - монограмма Иисуса Христа, рыба, голубка, пальмовая ветвь, якорь, ваза. Наконец, христианский символизм берет себе на службу характерные для языческим усыпальниц фрески с антропоморфными изображениями. В катакомбной живописи античная форма встречается с иудейским по своей природе наполнением, и они вместе составляют особую христианскую иконографию и декоративное искусство. Катакомбные храмы стали прототипами христианских церквей, построенных в IV-V веках.
Катакомбы свв. Марцеллина и Петра. Фото Йозефа Вилперта, 1903 г.
3) ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ.
Регулярные гонения на христиан, принявшие массовый характер в середине III - начале IV веков, привели к возникновению в христианстве института мученичества (славянское слово "мученик" не полностью отражает смысл древнегреческого слова "μάρτυς" - свидетель). Людей, открыто исповедовавших веру в Иисуса Христа, римские власти подвергали нападкам и мучениям, однако не лишали посмертного права на погребение. После казни единоверцы забирали тело мученика и погребали на общем кладбище. Императоры-гонители запрещали христианам "делать собрания или посещать так называемые усыпальницы", однако прав на погребения у них никогда не отнимали.
После того, как христианство сделалось разрешенной религией в 313 г., последователи Христовой веры устремились в катакомбы для поклонения святым мощам. Так начался стремительный процесс оформления почитания мучеников. На многочисленных местах их погребения строили церкви, которые становились объектами массовых посещений. В эпитафиях христиане стали отмечать близость к погребениям мучеников следующими словами: «вблизи святых мучеников» (ad sanctos, ad martyres), «перед» (ante) или «над» (supra) ними, «позади» (retro) них. Специально для паломников римский папа Дамас I (366-384) провел реконструкцию катакомб: очистил заброшенные гробницы, построил лестницы, своды, световые колодцы, составил новые эпитафии с описанием деяний мучеников. Эти работы были необходимы, так как катакомбы в это время находились в заброшенном состоянии. Об этом блаженный Иероним Стридонский (342-420) пишет следующее:
Когда я, будучи в отроческом возрасте (середина IV века - прим. А.Ч.) , находился в Риме и занимался изучением свободных наук; то вместе с своими сверстниками и товарищами имел обычай по воскресным дням посещать гробницы апостолов и мучеников, и часто ходить в пещеры, вырытые в глубине земли, в стенах которых по обеим сторонам лежат тела погребенных и в которых повсюду такая темнота, что здесь почти исполняется это пророчество: да снидут во ад живи (Пс. 54:16); изредка свет, впуcкаемый сверху, умеряет ужас мрака, так что отверстие, чрез которое он входит, скорее можно признать за щель, нежели за окно.
(Иероним Стридонский. Толкование на группу стихов: Иез: 40: 5-13; https://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka-iezekiila/glava-40/stih-12/)
Современник Иеронима, римский поэт-христианин Пруденций (348 - после 405) оставил красноречивое свидетельство о местонахождении мощей мученика Ипполита, погребенных в римских катакомбах, и о богослужениях, которые совершались у погребения:
...Рима взыскуют, чтоб он пепел священный хранил.
Подле вала краёв, померия где вертограды,
Крипты глубокия там темны отверзлися рвы.
Снити по степеням нисходящим в укров сей уводит
Путь извивный туда, свет где неведом дневной.
Ибо во внешнюю дверь проницает чрез верхнюю скважню
И озаряет день храмины первыя праг.
Двигаться дале легко; но когда чернея, сомкнётся
Ночь густая и вкруг станет сомненный вертеп,
Зрятся отверстия там, в высоком пробитые своде,
Кои ясны лучи в глуби пещерны лиют.
Уединенные хоть под сению портиков мглистых
Залами тесными там порождены тайники,
Но однако горы рассеченной в полое чрево
Сквозь пробуравленный кров входит несякнущий свет.
Солнца отсутственного так дается и в подземелье
Зреть поразительный блеск и наслаждаться лучом.
Сим потаенным местам Ипполитово тело вверяют,
Там, где Богу алтарь был посвященный создан.
Трапеза он, коей таинство нам подается, и верный
Сторож, что своему мученику пристоит;
Кости во гробе хранит с надеждой на вечну награду,
Брашном питает святым жителей тибрских брегов.
Аврелий Пруденций Клемент. К Валериану епископу о страстях блаженнейшего мученика Ипполита // Аврелий Пруденций Клемент. Сочинения / Пер. Романа Шмаракова. М.: Водолей, 2012. С. 151.
Вплоть до IX века продолжалось посещение захоронений мучеников в катакомбах. Последнее оформление катакомб и святилищ мучеников относят к концу VIII - началу IX века. К этому времени большинство мощей по распоряжению римских пап было уже извлечено из катакомб и распределено по храмам города. Так что свою святость подземные захоронения за редким исключением утратили полностью. В упадке катакомб виновата сложная политическая ситуация раннего Средневековья, когда по всему христианскому Западу бродили варварские племена, которые вели постоянные войны и грабили предместья Рима. К XI веку о катакомбах полностью забывают.
Подробнее смотрите: 1) Катакомбы // Православная энциклопедия: https://www.pravenc.ru/text/1681353.html
2) Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Архиологии и Литургике. СПб, 1917. https://web.archive.org/web/20081008033127/http://mystudies.narod.ru/library/g/golubtsov/a-22/5.html