Интересны конкретные примеры, "громкие" дела, почему вообще произошло такое "затуманивание" умов в среде людей, казалось бы образованных и здравомыслящих, которые имели доступ ко всем передовым технологиям своего времени
Первая волна увлечения спиритизмом в России пришлась на царствование Александра II. Фрейлина Анна Тютчева писала в воспоминаниях, что на одном из сеансов в присутствии императорской семьи известный европейский спиритуалист Даниель Юм вызывал дух покойного императора Николая Павловича. По словам фрейлины, за столом тогда происходило что-то необъяснимое: все присутствующие ощущали прикосновения, толчки и щипки. Вскоре явился дух покойного императора, который отвечал на вопросы, отстукивая определённые буквы. Вот только ничего внятного он сказать не смог, и Александр II постепенно охладел и к столоверчению, и к Юму. Для аристократов, которые во всем старались подражать императорскому двору, спиритизм стал альтернативой театрам и балам. Увлечение дворян спиритизмом неоднократно (в негативном ключе) упоминается в романе "Анна Каренина", что только подчёркивает его популярность в те времена.
При Александре III ажиотаж вокруг спиритизма сошёл на нет. Консервтивный и религиозный монарх не поощрял таких развлечений. Вторую волну популярности спиритизм пережил в начале XX века. Николай II и Александра Фёдоровна ещё задолго до Распутина обнаружили свою страсть к мистике. При дворе постоянно вертелись какие-то подозрительные личности: целители, медиумы, юродивые, предсказатели и просто авантюристы. Отчаявшись родить наследника, императрица выполняла все нелепые указания целителя Филиппа Низье, что в итоге привело её к ложной беременности и новым нервным срывам. Одно время большим авторитетом у Николая пользовался полубезумный гипнотизер и хиромант Чеслав Чинский, вызывавший по просьбе царя дух Александра III. Со всей империи в Петербург стали стекаться различные маги, старцы и провидцы, поэтому появление Распутина было неудивительно.
Интерес аристократов к спиритизму был обусловлен, по большему счету, их желанием подражать императорскому двору — главному законодателю мод. В царский дворец эта мода пришла из Европы, где в середине XIX начали появляться даже научные работы, иследующие всякую паранормальщину. Медиумы того времени, в первую очередь, бизнесмены и предприниматели, которые нередко просто-напросто устраивали театрализованные представления, играя на чувствах людей. Увы, как мы видим, чрезмерное увлечение потусторонним может закончиться плохо и даже привести к смене государственного строя.
Спасибо. Всё, - верно. Доброго!