Вспомним такие знаменитые старообрядческие купеческие династии, как Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Рябушинские и многие другие, на них ведь держался колоссальный пласт производства в Российской империи
В работах В.В. Керова были подробно исследованы специфические черты деловой культуры старообрядцев. По его мнению, в первой половине XIX в. завершилось формирование староверческой духовной концепции "Дела как основы христианского подвига". В ней соединились идеи "душеспасительного мирского "труда благого", полное оправдание собственности как инструмента спасения, конструктивный эсхатологизм, представления о личной ответственности за общее дело и веру". "Делом" при этом признавался любой профессиональный труд, в том числе предпринимательство. Ради "Дела" можно было даже отступить от предписываемых верой норм повседневной жизни, допустить в нее технико-технологические новшества, наладить дела с "неверными".
Было признано, что умножавшееся "внешним промыслом всякое изобильство" является "внешнего Бога промыслом". При этом прибыль делилась на всю общину. Труд вообще предназначался для нужд общины. Только при этом условии он имел божественную санкцию.
В ситуации, когда устойчивость и успешность купеческих предприятий зависела в основном от личных способностей предпринимателей, крепких семейно-родственных отношений в их среде, широких общественных и деловых связей, роль религиозной общины многократно возрастала, превращая ее из общности культурно-идеологической в самостоятельную финансово-хозяйственную единицу. В общине действовала развитая сбытовая сеть, сложная система кредитования, координация поставок сырья и сбыта. Староверы были честны и законопослушны.
Экономическая, управленческая и социальная успешность старообрядцев объективно выдвигали их на первое место среди претендентов на общественные должности. В губерниях, где приверженцев раскола было больше, чем сторонников официального православия (Урал, Сибирь), правительство шло в отношении них на определенные уступки, даже допуская их к выборам в органы местного самоуправления.
Так что в XIX веке старообрядцам жить стало немного свободнее и они по полной программе развернули свою предпринимательскую деятельность.
Хорошо показано, как мировоззрение старообрядцев влияло на их предпринимательскую активность