Безусловно, важнейшим фактором для предпосылок к появлению метрополитена, стал рост города Лондона, в котором впоследствии была открыта первая линия. Строительство нового моста через Темзу для перевозок пассажиров и грузов в порт представлялось невозможным из-за активного судоходства. Было решено проложить тоннель под рекой, но без одного изобретения это было бы совершенно невозможным...
Здесь стоит сказать пару слов об английском инженере французского происхождения Марке Изамбарде Брюнеле, впервые запатентовавшем технологию проходческого щита. Существует красивая легенда, согласно которой Брюнель “подсмотрел” идею своего замечательного изобретения, наблюдая за морскими моллюсками из семейства Корабельные черви. Створки раковины этого моллюска-древоточца позволяют тому прокладывать ход в древесине, при этом, защищая его от печальной возможности быть раздавленным набухающей древесиной. Трудно сказать, действительно ли наблюдение за фауной помогло инженеру разработать и воплотить в жизнь технологию, без которой в наше время невозможно представить безопасное сооружение тоннелей, но вклад Брюнеля в строительство метрополитена переоценить трудно. Также существует информация о том, что инженер предлагал применить своё изобретение в строительстве переправы через Неву в Санкт-Петербурге. Мне пока что не удалось получить подтверждение этого факта в исторических источниках, но было интересно найти проекты того времени.
Однако с момента презентации проекта проходческого щита в 1819 году до появления первого проекта внеуличных железных дорог в Лондоне прошло почти 30 лет. Британская историография связывает первый проект с личностью юриста и члена парламента Чарльза Пирсона. В статье Underground as City Maker: London Versus Paris, 1863–2013 британский урбанист Питер Холл приводит цитату из публикации Пирсона о пользе сооружения подобной транспортной системы для лондонских малоимущих пассажиров.
Первая линия Лондонского метрополитена была открыта в 1863 году, тогда ещё движение осуществлялось на паровой тяге. С этого момента эволюционировали технологии, не изменяя при этом суть метрополитена как быстрого и доступного для пассажиров вида транспорта.