Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Расскажите , пожалуйста, о Сефевидах ,о образе жизни в тот период , отношениях , одежде и культуре ? не могу нигде найти годную информацию

ОбразованиеИстория
Анна Полонская
  ·   · 2,9 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 26 мая 2023  ·
asocial_gumoMEM
Если имеется ввиду Иран под властью династии Сефевидов, то это более 220 лет, за которые произошли множество серьезных изменений в разных сферах. Не являюсь в полной мере специалистом по этому периоду, но попробую обозначить несколько интересных моментов. Любопытно само происхождение правящей династии - они были духовными лидерами дервишского суфийского ордена (изначально суннитского, но потом сменившие взгляды на шиизм, но не ортодоксальный), который имел большое влияние на группу тюркских племен, называемую кызылбашами (красноголовыми), внешность которых описывалась так: 
Кызылбаши брили бороду, отпускали длинные усы, а на бритой голове оставляли чуб. 
Кызылбаши довольно активно участвовали в многочисленных войнах на территории Ирана. А в 1501 году, сплотившись вокруг 14-летнего Исмаила, главы ордена Сефевие, кызылбаши нанесли поражение государству ширваншахов, захватив значительную часть территории Ирана. С этого времени и считается начало сефевидского периода в истории Ирана. После этого начинается довольно быстрое завоевание соседних территорий и укрепление нового государства. Сам Исмаил, несмотря на молодость, постоянно участвовал в походах. А еще он был известен как прекрасный поэт, причем писал он и на персидском, и на азербайджанском. Из-за того, что сефевиды были шиитами, у них были постоянные войны с соседями-суннитами, причем не всегда удачные - османы смогли нанести им ряд болезненных поражений.
Сефевидская держава была классической империей - она включала в свой состав множество разных народностей. При этом изначально ключевую роль играли тюрки-кочевники (те же кызылбаши), но постепенно возрастала и роль оседлого персоязычного населения. Объединяющим элементом для этой империи играл шиизм, который на первых порах насаждался довольно жестокими методами. Вообще социально-экономические отношения были довольно сложными и запутанными: существовало множество форм земельной собственности, существовало различие в правах между кочевыми и оседлыми народами. Ситуация усугублялась еще и многочисленными восстаниями, в причинах которых переплетались религиозные, этнические и социально-экономические факторы.
XVII век стал временем расцвета Сефевидского Ирана, но в конце него начался упадок, который в итоге привел к падению династии. Правление шаха Аббаса I (1587-1629) может считаться золотым веком, в этом время проводились многочисленные реформы, связанные, в том числе, с усилением роли гражданской бюрократии. Была создана более современная армия, в результате чего произошло падение значение кызылбашей. Усилилась степень централизации державы, последовали определенные успехи во внешней политике.
Строительная деятельность при шахе Аббасе I достигла местами грандиозных размеров. Столица Исфахан была перестроена Аббасом; она к середине XVII в. превратилась в огромный город, до 38 км в окружности, с 600 тыс. жителей (в конце XVI в. было всего 80 тыс.). К большому «Царскому майдану» (Мейдан и шах) длиною свыше 500 м, с ристалищем для игры в поло, примыкали высокохудожественные архитектурные ансамбли: с юга «Царская мечеть» (Масджид-и шах) с мощными арками порталов и куполом, выложенными блестящей цветной глазурью, — один из наиболее ярких образцов иранской архитектуры; с юго-запада — шахский дворец с замечательным портиком А'ла-капу и павильоном «Чихиль сутун» («Сорок колонн») со стенной росписью, с парками Чарбаг и Хашт-бехишт. Через р. Зиндэ-руд был построен прекрасный мост Аллах-верди-хана, соединявший город с предместьем — Новой Джульфой. Для себя шахом были построены дворцы в Ферахаба-де и Ашрафе, в Мазендеране и в других местах. Проводились и значительные оросительные работы.
В начале XVII в. на базе основанной шахом Аббасом I художественной академии в Исфахане сложилась исфаханская школа живописи. Впервые в истории Ирана шах Аббас I стал посылать учеников-стипендиатов в Рим для изучения итальянской живописи. То же делали преемники Аббаса I. Наиболее известным из этих стипендиатов был Мухаммед Заман, в 40-х годах XVII в. учившийся в Риме и там втайне принявший христианство. Он вернулся в Иран ко двору шаха Аббаса II, но вскоре перебрался в Индию, работал при дворе «великого могола» Шах Джехана и дворах других индо-мусульманских государей. Около 1675 г. Мухаммед Заман вернулся в Иран. Он иллюстрировал миниатюрами рукописи «Шах-намэ» и поэмы Низами, кроме того выполнил несколько копий с картин итальянских художников и переводил латинские сочинения на персидский язык.
В XVI–XVII вв. высоко стояло и ковровое искусство. Персидские ковры этого времени можно разделить на две группы: произведения придворных мастерских и произведения народного творчества (частью-мастерство кочевников). Замечателен огромный ковер, выполненный мастером Максудом Кашани для мечети Сефевидов в Ардебиле, с богатой растительной орнаментацией разных цветов по голубому фону. Известно несколько групп персидских ковров со стилизованными звериными или растительными орнаментами. Ковры из Южного Ирана XVI–XVII вв. носят на себе черты индийского влияния. Не чужды коврам Ирана этого времени и китайские мотивы.
Однако к концу XVII века начался упадок, связанный как с неудачными войнами, так и с личностями правителей, которые явно уступали по талантам Аббасу I. В итоге, произошло падение династии, которая оказалась неспособна справиться ни с внешними, ни с внутренними вызовами. К власти пришел Надир-шах, представитель одного из кызылбашских племен.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin