Театральный занавес — это одновременно и техническое устройство и декорация. Он необходим для временной изоляции сцены от зрителей для изменения сценической обстановки. У занавеса есть две основных функции: перекрытие сцены и фиксация начала и окончания театрального действия. Роль занавеса впервые в XVIII веке обосновал в своей книге «Увеселительная архитектура» И. Фуртенбах, считая его неотъемлемым элементов создания театральной иллюзии.
Существует определенная традиция раскрытия занавеса., в зависимости от его конструкции: подъемно-опускные, раздвижные, фигурные и комбинированные.
Рисунок, помещенный автором вопроса, относится к раздвижному занавесу. В случае, если такая форма фиксации кулис одновременно является механизмом их открытия, то это вариант итальянского занавеса (впервые кулисы появились именно в итальянском театре). В этом случае конструкция занавеса (с поясками, или без них) является частью механизма для открытия сцены (как правило, для основного занавеса, в начале и в конце спектакля). Позднее, в период расцвета театрального искусства во Франции, такой занавес стали называть и французским.
Если речь идет об исключительно декоративном элементе, то это называется фальшпортал, и он остается стационарным все время, являясь только декоративным элементом, и ег ьне затрагивает раздвижной механизм.