Спасибо за интересный вопрос! В 16 веке у европейских королей не было ни современной статистики (не могли даже переписать население - в отличие от азиатских деспотий), ни современного госаппарата (правили местные феодальные элиты, чиновники покупали должности и жили со взяток), экономика была основана на традиционном сельском хозяйстве, тяготела к застою, была подвластна непредсказуемым факторам (непогода - неурожай), и потому экономического планирования в современном понимании, можно сказать, не было. Налоги зависели не от оценок платёжеспособности подданных, а от традиций, были предметом политического торга (история абсолютистской Франции - вечные налоговые споры короны и судебных парламентов) и корректировались частыми народными восстаниями - именно из них выросли революции в испанских Нидерландах (16 в.), Англии (17 в.), САСШ и Франции (18 в.).
При этом государство не могло не планировать свою хозяйственную деятельность: содержались дворы, дипломатии, госаппараты и армии, строились флоты (в 16 в. - Испания, Португалия, Англия) и захватывались заморские колонии, велись войны и ограблялись завоёванные земли. Проектировались и производились новые виды оружия: 1520-е гг. - испанский удобный мушкет, 1630-е - шведская лёгкая пушка прекратила "гонку калибров" и сделала Швецию великой державой (см. труды С.Нефёдова). Но даже эта деятельность в 16 веке была примитивной (королевских мануфактур ещё не было) - она значительно усовершенствуется в 17-18 вв. в ответ на системные кризисы (особенно 1 пол.17 в.) и поставит на повестку дня противоречивое и потенциально плодотворное взаимодействие государства и гражданского общества. Взаимная "притирка" была долгой и трудной (власть стремилась к контролю, народ - к свободе: и то, и другое потенциально саморазрушительно), большинство стран прошло через революции, бывали и длительные тупиковые тренды (16 в.: центральная и восточная Европа, 17 в.: Средиземноморье), и катастрофические срывы (1 пол.20 в.) - но в целом у обществ западного типа к настоящему времени получилось, и остальной мир считает их образцом (1 из проявлений - бессильная злоба и безумная ауто-агрессия: не будем показывать пальцем).