Не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Со одной стороны, конечно, да. Новые тренды в изучении истории появляются каждые десять лет. И в истории религии в том числе.
Какое-то время назад, наверное чуть больше чем обозначено в вопросе, научный интерес к истории религии был трудно отделим от теологии. Кафедры теологии работали под руководством церковных официальных лиц. Это конечно влияло на то, как, например, ученые воспринимали сам термин «религия». Нужно понимать, что понимание христианами термина значительно отличается от того, как это понимают мусульмане, индуисты. Я уж не говорю о том, что изучение религии светским человеком будет сильно отличаться от такого же исследования, проведенного теологом. Это один пример того, как меняется изучение истории религии.
Какое-то время назад принадлежность к какой-либо религии или конфессии считалась исчерпывающим ответом на вопрос об идентичности какой-либо общности людей или отдельного человека. В целом было удобно делить общества прошлого на мусульман, христиан, иудеев и и язычников. Сейчас все больше внимания уделяется так называемым зонам контакта, где границы между религиозными течениями размывались. Привлекая данные о таких приграничных зонах ученые все больше узнают о религиозном синкретизме, двоеверии. Интересны люди с множественной идентичностью. Если говорить о средневековой истории, то нам в каждом школьном учебнике говорят о том, что религиозная принадлежность была определяющей в жизни человека. Говорят об особом христианском европейском мире или мусульманском Ближнем Востоке. В науке все больше исследований, которые показывают, что для человека религия была не единственным фактором самоидентификации. Важны были и другие социальные факторы: этнос, язык, семья, место проживания – все то, что важно и современному человеку.
Эпоха постмодерна диктует нам деконструировать всякий термин. Поэтому «религиозная идентичность» стала рассматриваться как комплекс разных проявлений от самых тонких и сложных богословских построений до банальных бытовых привычек.
Я привел лишь несколько примеров, как меняется история религии. На самом деле чем дальше, тем больше историческая наука подвергается фрагментации. Все меньше уделяется внимания «большим» процессам, в том числе религиозным, и все больший (простите за тавтологию) интерес представляет индивидуальный опыт. Но этот поворот произошел больше чем 30-40 лет назад.
А
здесь мой телеграм-канал, куда я складирую свои впечатления от изучения прошлого!