Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк-аспирант, лектор, специалист по Допетровск...  · 4 дек 2022

(Не)прерывная дискуссия "норманистов" и "антинорманистов"

Любое обсуждение Древнерусского государства, его истоков, организации и структуры в отечественной науке рано или поздно упирается в норманский вопрос. Сейчас принято полагать, что в продолжающемся почти три века споре побеждали то "норманисты", то "антинорманисты". Однако по сути никакой единой дискуссии, тянущейся в современность из XVIII века не было.
На протяжении всего развития исторической науки обновлялись аргументы ученых и подходы к материалу. Даже сам предмет дискуссии менялся, перетасовывая доказательную базу и перекидывая историков из одного лагеря в другой.
Так в XVIII-XIX веках дискуссия шла о сугубо происхождении Рюрика и не более того. Известные нам немцы Байер, Миллер и Шлёцер отстаивали скандинавское происхождение князя, что не очень укладывалось в политическую повестку государства. Поэтому подход М.В. Ломоносова, отождествлявший "варягов-россов" со славянским племенем, проживавшим между Вислой и Двиной, нашёл поддержку у власти. Да, Ломоносов первым высказал мысль о том, что на территории Руси ещё до призвания существовали независимые государственные образования. Однако вопрос о процессе формирования Древнерусского государства в то время не стоял столь остро, поэтому обе стороны по сути не отвергали того факта, что именно "варяги" основали русское государство. Важно было именно происхождение первого князя.
Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и М.В. Ломоносов
В XX веке дискуссия о началах Руси разгорелась вновь - на этот раз ученые пытались решить вопрос является ли приход Рюрика основанием русской государственности. Советские антинорманисты отстаивали тезис о невозможности привнесения государственности извне, а норманизм рассматривался как направление буржуазной науки. При этом объединять имперскую и советскую дискуссию в одно целое попросту невозможно. Просто потому, что некоторые советские антинорманисты окажутся, в дореволюционных категориях, чистыми норманистами. Так Б.А. Рыбаков, убежденный в автохтонности славянского населения, признавал скандинавское происхождение Рюрика, отождествляя его с ярлом Рёриком Ютландским.
Борис Александрович Рыбаков (1908-2001) - самый известный советский антинорманист 
К сожалению в постсоветской исторической науке, которая, казалось бы, должна была извлечь урок из чужого опыта и синтезировать качественно новое знание, идёт поляризация точек зрения. Ученые вновь выстраивают свои аргументы без обращения к достижениям смежных наук. Так в работах Р.Г. Скрынникова, В.Я. Петрухина и М.Я. Геллера формирование Древнерусского государства понимается именно как деятельность варягов в Восточной Европе. При этом роль в этом процессе славянских племенных объединений ("славиний") особо не учитывается. С другой стороны, популярность вновь набирает мнение о том, что варяги не были скандинавами - это утверждают А.Н. Сахаров и В.В. Фомин, закрывающие глаза на данные археологии. Наглядным примером разницы научных подходов к изучении древнерусского прошлого являются труды И.Н. Данилевского и В.В. Седова. Один рассматривает варяжский вопрос с точки зрения источниковеда, другой - с позиции археолога. И неудивительно, что выводы у ученых получаются разные.
книжки за авторством И.Н. Данилевского и В.В. Седова категорически советую к прочтению
Сейчас полярные точки зрения, что из XVIII, что из XXI века воспринимаются в научной среде довольно скептически. Суть дискуссий о происхождении Древнерусского государства сейчас связана с применением новых методов и подходов к уже существующим теориям и концепциям с целью выявить недостающие звенья, дополнить базу имеющихся знаний и уточнить провалы прошлых лет.
Почему не стоит объединять похожие дискуссии разных веков воедино думаю понятно. Грести всех под одну гребенку - значит игнорировать проблемы и задачи, которые ставила перед собой наука в разное время. Ведь если спор норманистов и антинорманистов не менялся с XVIII века, повторяя одни и те же выводы и постулаты, то смысл такой дискуссии стремится к нулю.
Литература:
  1. Варяго-русский вопрос в историографии. М. 2010.
  2. Горский А.А. Русское Средневековье. М., 2009.
  3. Клейн Л.С. Норманизм – антинорманизм: конец дискуссии // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 1999. С. 91-101.
Исторический лекторий и авторский блогПерейти на vk.com/com_pour_his
История+2
3 эксперта согласны
На эту тему я люблю цитату Ключевского. Хотя сам умеренный "норманист". "Я знаю, Вы очень недовольны, что все эти... Читать дальше
"Скандинавы" нигде на чужой территории не смогли создать с нуля государственность. На своей собственной территории они начали это делать где-то в 12 веке. Но это уже христианский период.
Что касается Рюрика, то ни одного князя так не называли примерно до времени написания ПВЛ. Да и после имя Рюрик не было популярным. Что идет в разрез с общей тенденцией европейского династического имянаречения.
Фантазии некоторых норманистов, что скандинавов на Руси было видимо-невидимо - недоказуемы. Особенно на фоне того, что типичных "скандинавских" субкладов Y-гаплогрупп в России почти нет. В отличие от Британии, к примеру.
Это факты.
@Stas Tambiå, так они и не создавали с нуля, видимо, просто данных у нас мало. Но все равно они имели влияние на политическое, военное  торговое развитие территории и династия была, скорее всего, скандинавская. Насчет XII века это перебор. Харальд Синезубый - это X  век, Харальд Прекрасноволосый вообще еще IX  век. Шведы - тоже X век. Кроме того, "государственность" - это, конечно, хорошо, но мы не знаем наскоько была прочна "государственность" до Владимира и у Рюриковичей. Да и как определить степень "государственности"? По нашим понятиям в то время государство в Европе было одно - Восточная Римская империя. Скандинавов и не было очень много, но в элите их хватало. Скажите, свои слова археологам, копающим Гнездово. Они будут долго смеяться. Опять эти гаплогруппы. Все на них помешались, хотя это не единственный признак. 
Лет двадцать пять тому назад мне попалась в библиотеке города Бостон русская приключенческая книжка, в которой основой сюжета был якобы существующий секретный доклад в недрах КГБ, интерпретирующий историю России как тысячелетнюю войну "лесных" добрых, общинных людей с привнесённым варягами государством. Война с переменным успехом. То народ в кандалы, то барину красный петух различных размеров от локального, то всеобщей революции.
Потом никак эту книжку не могу найти и на просторах интернета. От неё как будто следы подтёрли. Никто не помнит как называлась и кто автор?
Какая разница, какой национальности был этот Рюрик? Наёмный военачальник, "крыша", который должен был обеспечить беспрепятственный доступ товаров с Волги (Персии и Китая) и Биармии (меха) в североевропейские страны. С чем он великолепно справился. Как бы сейчас сказали, "эффективный менеджер". И до смх пор его дело продолжается, только вместо мехов - газ и нефть.
@Сергей Леви, Какая разница, какой национальности был этот Рюрик? 
Видимо, это имеет смысл, раз спорят. Вот только, вероятно, того самого Рюрика  из ПВЛ не было. А его образ был придуман (скомпилирован) на основании различных легенд в 11 веке.
Понятие национальность появилось в 18 веке. Следовательно, даже если бы некий человек Рюрик в 9 веке и существовал, то национальности у него не было.
Две религиозных секты спорят одна с другой чьё же учение лучше. Только так это можно объяснить.
Не надо наводить тень на плетень.   Спор норманистов и антинорманистов действительно не менялся с XVIII века, а национальность Рюрика - лишь одна из форм спора.  Конкретного вождя с этим именем вообще могло не быть, и это никак не разведет Ломоносова и Рыбакова по разные стороны.