Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как в Советском Союзе боролись с отсталым отношением к женщине в Азии?

История
Анонимный вопрос
  ·   · 2,9 K
РИО объединяет усилия общества, государства...  · 20 янв 2023  · historyrussia.org
Вопрос очень хороший, как и ответы. И всё же надеюсь, что кое-что смогу добавить. Возможно, кого-то это удивит, но раскрепощением женщин Востока начали заниматься ещё в Российской Империи. В конце XIX века среди мусульманских народов распространяется общественно-политическое движение «джадидизм» (от арабского - новый). Иногда его называют «движением обновления». Одна из основных его задач – способствовать освобождению мусульманской женщины от наиболее жёстких требований ислама. Уже в начале XX в. использовались те методы, которые окажутся востребованными и в советское время: борьба с неграмотностью, привлечение женщин в экономическую, политическую и общественную жизнь. В конце апреля 1917 г. в Казани состоялся первый Всероссийский съезд мусульманок, на котором обсуждали самые животрепещущие вопросы.
Советская власть уже в первых декретах обратилась к теме «освобождения» и равноправия женщин Востока, причём, по мнению исследователей, делала это ударными темпами. И всё же по настоящему программным документом стало Постановление ЦИК СССР от 13 февраля 1725 г. в котором обращалось особе внимание на преодоление «бытовых и религиозных предрассудков» в отношении «основной толщи женских масс восточных народностей». Напомнив, что равноправие женщины закреплено в Конституции и не соблюдение закона ведёт к суровому наказанию, власти особый акцент делали на необходимости привлечения женщин к сознательному труду и участию в общественных жизни, созданию сети образовательных и просветительских учреждений на национальном языке, гарантируя государственное содействие на всех уровнях.
Худжум (наступление) так в Советской Средней Азии называлась кампания по преодолению неравноправного положения женщин в мусульманских регионах. Пожалуй, самое яркое проявление – массовое публичное сжигание паранджи, развернувшееся с 1924 г. Повсеместно создавались женские клубы и кружки, «красные юрты» и «красные кибитки», в которых разворачивалась просветительская и пропагандистская деятельность. Агитпоезд «Красный Восток» без устали курсировал по территории Туркестана с 1920 г.
В советском законодательстве появился особый вид преступления: «преступления против раскрепощения женщин», который в 1930 х. г. был приравнен к контрреволюционным деяниям, что грозило, как известно, страшной карой. И тем не менее справиться наскоком не получалось. Документально подтверждается, что «феодальные обычаи» оказались очень устойчивыми даже в среде партийных и советских работников.   Давление со стороны властей, усиленное суровой карательной политикой, с одной стороны, ускоряло процесс «освобождения» женщин Востока, а с другой - повлекло за собой выработку механизмов приспособления к действительности. Проявления этого были самые разнообразные: от элементарного: сжечь на площади вместе со всеми паранджу, а вернувшись домой, вновь её надеть, до внушавшего советской власти опасение, позиция некоторой части мусульманского духовенства, разрешившего женщинам посещать мечеть.
Ну и конечно, куда же без этого кадра:
Литература:
Абашин С.Н. Советский кишлак: Между колониализмом и модернизацией. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Худжум — значит наступление / Х. Т. Турсунов, В. Г. Чеботарёва, Р. Я. Раджапова, С. А. Дмитриева. Ташкент. 1987.
Фаизов С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород. 2005.
Семьдесят лет боролись, но только не стало советской власти, как "женщины востока" снова надели платочки, выкуп... Читать дальше
Сейчас нахожусь на пенсии. Работал монтажником-...  · 14 сент 2022
Советский Союз боролся с такими отсталыми отношениями к женщине в Азий через обучение и через грамоту, всего азиатского населения, обучив их тому, что женщина и мужчина они оба люди.
Некорректно заданный вопрос: отношение не может быть "отсталое" - оно всегда просто "местное".   "Отсталость" (или "традиционность" - кому как больше нравится) и "прогрессивность" - сугубо личностные оценки, а вот "местная... Читать далее
спортзал, Фитнесс инструктор  · 14 сент 2022
Ну я думаю прежде всего борьба заключалась во всеобщем образовании, вторым эшелоном шла культурная атака - кинофильмы, театры, плакаты. И третьим социальные - собрания и т.п.