Древнерусская культура в основном имела два начала – традиционная славянская культура, и христианская культура Византии, пришедшая на Русь с Крещением в 10 в.
Проблема авторства произведений искусства до 15-17 вв. очень большая, поскольку для раннего периода русской культуры характерна анонимность. Однако, это не исключает наличия шедевров, пополнивших мировую сокровищницу.
Во-первых, это литературные произведения. Одним из наиболее ранних можно назвать «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, Лицевой Летописный свод, «Великие четьи Минеи», «Домострой», «Сказание о князьях Владимирских», различные хожения (хождения) (игумена Даниила, Афанасия Никитина и др.), циклы новгородских и киевских былин, многочисленные поэтические произведения – от «Слова о полку Игореве» до «Задонщины».
Во-вторых – памятники зодчества. Да, крестово-купольные строения – это влияние Византии, но сами памятники являются уникальными. Среди таких можно назвать церковь Федора Стратилата в Новгороде (кроме того, в этой церкви фрески оформлялись уже с учетом композиции, что явно было новаторством для 14 в.). Из сохранившихся памятников стоит отметить как ансамбль Соборной площади Московского Кремля, так и Покровский собор (храм Василия Блаженного). Соборная площадь представляет собой уникальный памятник различных архитектурных школ – от иностранных до местных русских. Колокольня Ивана Великого построена по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, Успенский Собор – по проекту Аристотеля Фиораванти (и по образцу Владимирского успенского собора), Благовещенский собор строили псковские мастера, а М. Руффо и А. Солари подарили Москве Грановитую палату, одно из старейших гражданских зданий, сохранившихся до наших дней.
Грановитая палата Московского Кремля
Благовещенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля
Можно сказать, что в застройке Московского Кремля отразилась как идея объединения русских земель, так и переход к единой русской культуре.
К 16 в. появляются шатровые храмы, ставшие совершенно новым архитектурным типом. Таким стал Покровский собор на Красной площади в Москве. А также церковь Вознесения в Коломенском.
Покровский собор (храм Василия Блаженного). Красная площадь. Москва
В третьих – произведения иконописи. В области иконописания русские мастера работали в традиции византийских живописцев. Однако, к 15 в. на Руси уже были имена, чьи работы являются уникальными произведениями искусства. Это «Троица» Андрея Рублева, являющаяся одной из самых известных русских икон.
Андрей Рублев. Троица. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Еще в 14 в. в Новгороде прославился Феофан Грек, расписавший фресками церковь Спаса Преображения. Лик Спаса Вседержителя в куполе прекрасно сохранился до сих пор.
Феофан Грек. Лик Спаса Вседержителя. Церковь Спаса Преображения на Ильине. Новгород
Прекрасны фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре (16 в.) и работы придворного иконописца Симона Ушакова (17 в.).
В четвертых – в области декоративно-прикладного искусства. Издавна на Руси работали очень многие талантливые мастера, чьи работы сейчас находятся в Музее оружейной палат Московского кремля. Среди них – шапка Мономаха – венчальная корона русских царей.
Серебряная дарохранительница «Большой Сион» (15 – начала 16 вв.)
Над изготовлением посуды для царей и церковной утвари трудились мастера Золотой и Серебряной палат.
Редактор, канд. ист. наук, история культуры · 27 сент 2022
Довольно сложно говорить о развитии культуры на заданном вами отрезке времени в целом. И давайте ограничимся ситуацией в живописи, иначе не получится слишком долгий рассказ.
Первое, что необходимо понимать — примерно до... Читать далее