Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как оформляли праздники при императорском дворе в Российской империи? Кто этим занимался?

ОбществоИстория+4
Анонимный вопрос
  ·   · 1,1 K
РИО объединяет усилия общества, государства...  · 24 июл 2022  · historyrussia.org
Уже к концу XVII века праздничная культура царского двора была хорошо разработана.  Кроме традиционных религиозных праздников, торжественными стали считаться дни, связанные с личными событиями правящей семьи, а также, и это заслуга Петра I, даты военных триумфов.
Традиционно праздники состояли из ритуальной части: торжественный выход и молебен, и светской, которая предусматривала праздничный обед, танцы, фейерверк.  С течением времени танцевальная часть – бал, становится отдельным мероприятием, зачастую не связанным с какой-либо торжественной датой. В XIX в. столичные сезоны представляли собой беспрерывную череду балов, особенно часто проходивших в период с Рождества до начала Великого поста.
Кто отвечал за то, как будут организованы праздничные мероприятия? Провозглашённой российской империи необходим был специальный орган и в 1744 г. была создана Церемониальная часть, функции которой были чрезвычайно широки и строго регламентированы. Это должно было помочь соблюсти все тонкости этикета императорского двора. Спустя несколько десятилетий обязанности были разделены между Дворцовой канцелярией (отвечавшей, преимущественно, за финансы) и Придворной конторой. В 1883 г. контора была преобразована в Главное дворцовое управление, а в 1891 г. её функции были переданы Гофмаршальской части Министерства Императорского двора.
К середине XIX в. праздники русского двора считались первыми в Европе по пышности и богатству убранства, блеску и великолепию. Иностранцы с восторгом описывали роскошные наряды, щедро украшенные драгоценными камнями, блеск многих тысяч светильников, аллегорические фигуры, которыми обильно украшали парки дворцовых резиденций и часть городского пространства, где проходили торжественные мероприятия.  Вместе с тем, стоит отметить, что часто праздничные мероприятия, которые проводились в императорских дворцах не требовали какого-либо специального украшения. Цветы, яркий свет, изысканность еды и напитков щедро дополненные торжественными нарядами гостей прекрасно вписывались в роскошное убранство парадных залов. Пожалуй, самым ярким примером может служить знаменитый «русский бал» 1903 года. Самым ярким его событием стали костюмы, в которых предстают перед нами его участники на страницах специально подготовленного фотоальбома.
И всё же из всех правил есть исключения. Эпоха «весёлой Елисавет» стал ярчайшим примером этого. Роскошь и блеск барочного искусства в полной мере воплотился в том, как украшались праздничные столы. Так, например созданные по проектам самого Ф.Б. Растрелли украшение свадебного стола великого князя Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны было следующим: «50 пирамид с итальянскими цветами в горшках, украшенные позолоченной резьбой, два ряда светящихся плошек из чистого белого воску, восемь фонтанов наподобие грибов с мраморными статуями по сторонам от них. Вся композиция была иллюминирована восемью тысячами плошками. Зрелище дополнялось музыкальным сопровождение и шумом воды из фонтанов». Елизавета продолжила традицию своего отца в возведении триумфальных арок, расписанных девизами и эмблемами. А в организации «огненных потех» пошла значительно дальше, утверждая действо, в котором кроме пороховых каруселей на равных правах использовались скульптура, балет и музыка. Весьма вероятно, слава «Ледяного дома», построенного по приказу её предшественницы императрицы Анны Иоанновны для свадебного торжества князя Михаила Голицына и придворной шутихи Авдотьи Бужениновой в 1740 г., не давала ей покоя.
На этом фоне, торжества императоров XIX в. выглядят гораздо скромнее. Они стали более цивилизованным, но по-прежнему довольно затратными для казны. Например, в августе 1868 г. в Санкт Петербург приехали родители жены будущего императора Александра III Марии Фёдоровны, и для их приёма был построен временный дощатый павильон в Петергофе. Стены его обили нарядными тканями, украсили флагами Дании и России, расставили кадки с южными растениями. При этом для того, чтобы растения не вымерзли северными ночами, рядом разместили обогреватель: котёл с постоянно горевшим спиртом.
По-прежнему, для декоративного оформления императорских праздников приглашались режиссеры императорских театров, задействовались профессиональные отечественные и иностранные исполнители, художники и поэты. Электрический свет стал эффектным и популярным элементом праздничного украшения. Знаменитая балерина Кшесинская оставила описание фрагмента коронационного праздника. «В 9 часов вечера, когда Государь с Императрицей вышли на балкон дворца, обращенный на Замоскворечье, Императрице был подан букет цветов на золотом блюде, в котором был скрыт электрический контакт, и, как только Императрица взяла в руку букет, тем самым замкнулся контакт, и был подан сигнал на центральную электрическую станцию. Первой запылала тысячами лампочек колокольня Ивана Великого, и за ней заблистала повсюду в Москве иллюминация».
Больше подробностей по этому вопросу можно узнать из следующих книг:
Выскочков Л.В. Будни и праздники императорского двора. СПб. 2012.
Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в Российской империи XVIII - начала XX века: коронации, дипломатические приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские карусели, церемонии, застолья, балы. М. 2003.
Зимин И. В. Царская работа. XIX - начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М. 2021.