Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

О чем идет речь?

Писатель Чехов, характеризуя новинку, писал о его скорости, что она «равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час». О чем идет речь?
ОбразованиеЛитература+2
Екатерина Ушмоткина
  ·   · 558
РИО объединяет усилия общества, государства...  · 26 мар 2022  · historyrussia.org
Антон Павлович сказал так о конке, которая была одним из первых видов общественного транспорта  и  предшественником электрического трамвая.
Идея использования конной тяги для перемещения вагонов по рельсам появилась практически одновременно со строительством железных дорог. В России она была опробована в начале эксплуатации Царскосельской дороги (1838 г.). Предвестником конки называют также «Дорогу на столбах»  спроектированную мещанином И. Эльмановым в 
1836 г. Первая городская ветка конно-железной дороги как вида пассажирского транспорта, была проложена по инициативе, созданного в 1862 году «Первого товарищества Конно-железных дорог» в Санкт Петербурге. 27 августа 1863 года был открыт маршрут от Николаевского (ныне Московского) до Стрелки Васильевского острова. Последующий успех нововведения был очевиден; уже к 1865 году было перевезено около 2 млн. человек.
В Москве конка появилась только в 1872 году и была приурочена к открытию Политехнической выставки. За две недели были проложены рельсы от Смоленского (ныне Белорусского) вокзала до Исторического музея, а торжественную церемонию посетил император Александр II. «Несколько дней тому назад в Москве открылось новое увеселение для москвичей – это железно-конная дорога, – писали «Русские ведомости» в 1872 году. – Каждый раз отправление вагона привлекает многочисленную толпу зрителей, и москвичи по целым часам стоят и глазеют на не виданное ими зрелище».
Конка представляла собой одно или двухэтажный металлический вагон синего цвета длинной около 8 метров, в который были впряжены одна или две лошади соответственно. 22 пассажира могли разместиться на деревянных скамьях, расположенных вдоль вагона.  С задней площадки на империал, т. е. верхнюю открытую площадку, можно было подняться по винтовой лестнице,  но сделать это могли только мужчины: женщинам и детям это было запрещено. На империале было еще 24 места на скамьях стоявших спинками друг к другу. Таким образом, один вагон конки в зависимости от этажности мог перевезти от 22 до 46 человек. Обслуживали конный вагон 2 человека: вагоновожатый, который правил лошадьми и кондуктор, продававший билеты и подававший сигналы (ударами в колокол)  об остановках и отправлении.  По воспоминаниям современников в конце XIX века стоимость проезда составляла 5 копеек на первом этаже и 3 копейки на втором.
Были у этого вида общественного транспорта и свои проблемы. Кроме уже упомянутой оценки писателем Чеховым скорости нового вида транспорта, можно отметить тот факт, что на крутых поворотах, вагоны часто сходили с рельс, а для того, чтоб въехать на горку, требовалось впрягать дополнительных лошадей. Да и ощущения пассажиров не всегда были самыми приятными, что было связано с несовершенством самих рельс, которые были уложены практически на булыжник.
Несмотря на все эти проблемы, конка пользовалась большой популярностью: она довольно быстро распространилась по всей территории Российской империи. Кроме двух столиц она функционировала во всех губернских центрах и крупных городах: Казани, Одессе, Екатеринбурге, Киеве, Ростове, Риге и т.д. По протяженности конно-железных дорог к 1890 году Россия занимала 3 место (ок. 600 км.), сразу после Германии (1286 км.) и Америки (8955,8 км.).
Конку в начале XX века вытеснил с городских улиц гораздо более эффективный и экономичный вид общественного транспорта – электрический трамвай.
Дополнительная информация:
Годес Я. Г. Этот новый старый трамвай. Л., 1982;
От конки до трамвая: Из истории петербуржского транспорта / Авт.-сост. Е. Шапилов и др. СПб.; М., 1994