Много чего люди, которые не в теме психологии и педагогики стремятся ввернуть маленькому человеку.
Тема эта очень большая и в каждой ситуации стоит вести себя по разному. Но можно выделить и более главные принципы.
Мы пресекаем, когда происходит передача сыну не верной реальности в угоду дурачества взрослых. Вот им глупырям (взрослым этим) с ребёночком хочется по прикалываться и не более того. посиму и несут всякую ерунду не задумываясь об экологии. А ребёнку с этим жить. Например «вырастишь - космонавтом/военным будешь…». «дай папе в лоб этой ложкой…». в этих двух примерах передача не верной реальности по профессии и самоопределению и нарушение отношений в семье.
Исключение это детские сказки/имультики. Но там ребёнок хоть и подключает воображение, но он смекает, что это не та реальность, что в жизни.
Далее шутки про половые органы. детям свойственно трогать и рассматривать. Они ещё не в теме, что много поколений людей передают друг другу табу на это дело подкрепляя стыдом.
Также запугивание… «вот тётя злая придёт - наругает». Пытаются достичь того чтоб ребёнок молчал. Замолчит и будет потом с перманентным страхом.
И ещё. Самое главное пожалуй. Дробление и навязывание идентичности. «Ты плохой/нервный/обидчивый/хитрый/жадный/нытик….». таким образом закладывается свойство личности. Пройдёт время и в это ребёнок поверит. Вместо этого можно проговаривать на уровне поведения. «Ты хороший, но в данный момент поступил плохо потому что…».
Когда что-то подобное происходит сразу говорю «это дядя/тётя ошибается - на самом деле….» и рассказываю так, как на самом деле. Люди обижаются бывает. Ну пусть по обижаются. Не везде же им своим невежеством поразитировать.
С родственниками происходит постоянная работа. Некоторым хватает объяснений. К другим надо применять угрозы(страхом воздействовать) и даже шантаж(будете не следовать нашим правилам - реже видеться будете). Может это и противоречит - мол с ребёнком по хорошему а с взрослыми по плохому? Именно так. Пока человек формируется - надо ковать железо пока горячо! А когда взрослый и самое главное не заинтересованный тебя слушать (по тому, как с ребёнком правильнее) - уже поздно с ним по хорошему. Уже надо смотреть, как он привык думать и что его будет убеждать.