Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Официальный аккаунт ОП ИСО-Центр | Разработка и се...  · 8 июл 2022  · iso-centr.ru

Как сертифицировать интегрированную систему менеджмента?

В этом материале рассмотрим, каким образом осуществляется подтверждение соответствия интегрированных систем менеджмента.
Интегрированная система менеджмента (ИСМ) — это система управления, реализующая требования сразу нескольких стандартов.
Иначе говоря, это несколько систем управления, объединенных в единую систему управления. При этом, требования к каждой из них содержаться в разных стандартах.
Например, система управления качеством + система экологического менеджмента + система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Следовательно, такая ИСМ будет соответствовать одновременно ГОСТ Р ИСО 9001 + ГОСТ Р ИСО 14001 + ГОСТР ИСО 45001.
Это всего лишь одно из наиболее распространенных сочетаний стандартов в рамках ИСМ. Вариантов набора стандартов, на которых может строиться интегрированная система менеджмента, множество.
Подробнее об ИСМ, их составах, а также о разных вариантах их внедрения, можно прочитать в материалах "Зачем внедрять стандарты в общий менеджмент компании?" и "Интегрированные системы менеджмента: варианты создания - плюсы и минусы".
Существует ошибочное мнение, что если в организации функционирует несколько систем менеджмента, объединенных в интегрированную, то их сертификация осуществляется на соответствие требованиям к ИСМ.
Природа заблуждения в том, что по результатам сертификации интегрированной системы менеджмента выдается не несколько сертификатов соответствия каждому стандарту в отдельности, а единый сертификат соответствия ИСМ всем стандартам, формирующим такую систему управления.
Однако, сертификация интегрированных систем менеджмента всегда проводится на соответствие каждому стандарту, применяющемуся в ИСМ, в отдельности.
Причина в том, что не существует некоего стандарта, содержащего требования к интегрированным системам менеджмента. Собственно, такой стандарт разработать невозможно по причине описанной выше — вариантов сочетания стандартов в рамках ИСМ может быть множество.
Впрочем, чаще всего, сертификация ИСМ на соответствие всем стандартам, на основе требований которых она построена, производится одновременно.
Помимо того, что это экономит время на подтверждения соответствия ИСМ всем стандартам, это еще и удешевляет услугу сертификации. И тому есть ряд причин.
Во-первых, если организация находится не в том же городе (в большинстве случаев), регионе (довольно часто) или стране, где и орган по сертификации, то отпадает необходимость оплаты дополнительного трансфера и проживания аудиторов.
Во-вторых, интегрированная система менеджмента, чаще всего, базируется на стандарте ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001). В то же время, многие стандарты ISO также используют стандарт ISO 9001 в качестве основы.
В результате, это упрощает не только внедрение ИСМ в соответствии со стандартами, которые гармонизированы между собой, но и упрощает, а следовательно, удешевляет и работы по подтверждению соответствия.
В-третьих, стоимость работ по сертификации систем менеджмента, помимо прочего, зависит от аудито-часов. То есть от того, сколько времени аудитору или группе аудиторов потребуется на проведение сертификационного аудита.
Следовательно, чем меньше будет лишних переездов, лишних организационных мероприятий, а также, чем проще окажется процедура сертификации (в виду гармонизации стандартов), тем ниже будет стоимость услуги по подтверждению соответствия ИСМ.
Впрочем, есть и еще один момент. В ряде случаев, орган по сертификации может отправить аудитора, который является специалистом сразу по нескольким стандартам. Или минимизировать группу аудиторов за счет этого.
Следовательно, снижается число аудиторов, оплата услуг которых, как уже было сказано выше, рассчитывается по количеству аудито-часов.
Такой подход возможен, если область применения каждой из систем менеджмента, входящей в состав ИСМ, одинакова, система управления распространяется на одни и те же подразделения и/или филиалы, затрагивает одни и те же процессы, одних и тех же сотрудников.
Приглашайте других, комментируйте, задавайте вопросы, делитесь материалами в социальных сетях. Это сделает наш труд более эффективным.
Дзен-канал Стандарты & МенеджментПерейти на zen.yandex.ru/id/5fb68501eabd4b73ff96efac
Бизнес и менеджмент+4