Если человек никогда не был зрячим, то для него отсутствие зрения субъективно не ощущается, как утрата чего-то бесконечно важного, как это представляется зрячему. Незрячий не находится в пугающей темноте, у него другое мировосприятие. Скажем, если человек не может представить себе, как это быть собакой и вилять хвостом, или быть летучей мышью и использовать эхолокацию, то он не может чувствовать отсутствие этого представления как утрату. То же самое можно сказать и о человеке, у которого с врождённая слепота.
Проблема незрячего человека заключается в том, что человеческий мир создан зрячими людьми. Слепой испытывает сложность во взаимодействии с этим миром. Но эта сложность, опять-таки, субъективно ощущается иначе, потому что слепому никогда не было просто, он не имеет опыта иной жизни.
Ещё одной проблемой незрячего является сложность в соотнесении слов и значений, если эти значения предусматривают наличие зрения. Эта сложность приводит к сложности с формированием мышления, потому что человеческое мышление связано с речью. И здесь жизнь незрячего сильно зависит от общества, в котором он находится, и от системы образования, нацеленной на обучение этих людей.
Ещё один интересный момент. Человеческий мозг обладает свойством пластичности. И если часть мозга, предназначенная для обработки зрительной информации, не получает соответствующих импульсов от органов зрения, то она переключается на обработку других импульсов. Именно благодаря такой способности мозга у незрячего развивается тактильное и слуховое восприятие в большей мере, чем оно развито у зрячего человека. Получается, что ресурсы, обрабатывающие тактильное и звуковое впечатление, у незрячего гораздо выше.
Конечно же, мы никогда не сможем заглянуть в субъективный мир незрячего, так же, как и он не может заглянуть в наш мир, поэтому проблема непонимания - это самая главная проблема в жизни незрячего. Человеку нужен человек, и если у незрячего нет соответствующего окружения, которое обеспечит принятие его в мир других людей, если он живёт в неблагоприятной среде, то он существенным образом отрезан от человеческого мира и взаимодействия. Если же окружающая среда расположена к такому человеку, то его субъективное ощущение от жизни гораздо более положительное, чем может показаться зрячему человеку.