Резко, будто подменили - главное проверьте признаки возможного приёма психоактивных веществ - расширенные зрачки, расфокусированное зрение, отсутствие аппетита или напротив сильный аппетит и так далее. А то так бывает, что люди списывают на "переходный возраст" проистекает из следующих причин на самом деле. Задайте себе вопрос, при каких условиях человек может внезапно, быстро и необратимо меняться? Ответы вас не обрадуют:
- Приём наркотических (психоактивных) веществ. Причем любые, от "легких" до "тяжелых". Начинается неизбежное враньё родителям, совесть отягощается, как результат - отсутствие интереса к учебе, ко всему.
- Зависимости. Тут тоже любые зависимости - от компьютерных игр до каких-то религиозных или псевдорелигиозных сект. В "зависимости" как раз попадают "хорошие и отзывчивые мальчики", они привыкли слушаться родителей, теперь слушаются друзей или "гуру" секты, так же беспрекословно, как их научили родители. "Не спорь, не возражай" и так далее.
- Психические заболевания. Депрессия или шизофрения тоже могут вызывать грубость, раздражительность, отсутствие интереса к учебе и так далее.
- Сильные переживания/эмоции. Это то, что обычно связано с сексуальной сферой человека, она как раз в это время пробуждается. Интерес к лицам противоположного пола, причем сильный, вызывающий разные эмоции. Интерес к сексуальным практикам (включая самоудовлетворение). Всё это может быстро "выветрить" любую учебу из мозгов и сделать юношу скрытным и так далее. Если нет доверия между ним и родителями, то родители узнают о таком последними.
- Отверженность, изгойство. Ну и наконец, ощущение, что "меня не понимают". То есть полное ощущение отторжения от окружающих по причине того ,что с ним, кому уже 14 лет, беседуют как с ребенком. Ну сюда же относится травля в школе или конфликты с родителями. Всё это тоже может вызывать этот "переходный возраст".
Открою вам страшную тайну "переходный возраст" - это миф. Его нет и никогда не было. На самом деле "переходный возраст" юноше или девушке современного общества устраивают родители или общество. А чаще и те и другие. Проще говоря, подрастающему человеку не дают ответ на вопрос - "как я стану взрослым". Когда - пожалуйста. Паспорт получишь - взрослый. Но "как" не говорят. Что надо сделать-то, чтобы взрослым себя ощутить. Отсюда и проблемы "переходного возраста". В первобытных и архаических обществах не было никакого "переходного возраста", а были инициации (ритуалы перехода). И всё легко решалось. У девушек инициацией считались менструации. Начались они - всё, уже взрослая, можно выдавать замуж. У юношей были свои ритуалы - совершение подвигов (сходить на медведя после трехдневного поста с одной рогатиной, засунуть руку в полую трубку с термитами, уйти в лес и жить там в звериных шкурах полгода и проч.). Сейчас ритуалы всё равно востребованы, а "период перехода" затянулся. Так что когда вы исключите п. 1-5 (патологические вещи), то задумайтесь над этой проблемой. Поговорите с ним. Хочет он быть взрослым и на каких условиях он готов им быть. Может его не устраивает ждать четыре года. Это он может биологически подождать, а психика ждать не будет. Психика начнёт требовать "подвигов". И желательно подальше от родителей. Так что выход один, организовать "подвиги" самим, либо просто "переждать переходный возраст", а пока вести себя как обычно - правда на выходе тогда можно получить всё что угодно от наркомана, до человека ,который с родителями вообще перестал общаться.
P.S. И на всякий случай, "учеба" - это не про переход и его "инициацией" не сделаешь. Это большинством детей сейчас воспринимается как "повинность", "обязанность" (да и большинством школьных педагогов тоже).