Хорошие вопросы :)
Какому человеку подойдёт обучение в ВУЗе или университете, колледже на психолога?
Ну, прежде всего тому, кто хочет понять себя или научиться себя понимать, а затем и других, эти вещи напрямую связаны. А также тем, кому интересна сама психология в частности.
Хотя мотивация к изучению отдельных предметов психологии может появиться намного позднее, уже в процессе обучения. У кого как.
Какой самый первый учебник должен прочитать каждый психолог?
Это непременно может быть как качественная научно-популярная психология (Эрик Берн, Роберт Лихи, Эрих Фромм, Андрей Курпатов, Илсе Санд, Шарлотта Стайл, Джилл Хессон, Сергей Парин и прочие) так и введение в психологию, на подобие фактически любого, понравившегося по манере написания и сложности учебника по "Общей психологии". Уже на этом этапе происходит обдумывание: а надо ли мне это всё?
Что, всё? Я не пытаюсь вас запугать, но …:
- куча терминологии, и у различных авторов она может быть разная и даже противоречивая,
- спесь сомнительных теорий (это в процессе уже понимание появится, как отличать сомнительные они или стоящие),
- ворох весьма противоречивых классификаций по тем или иным теориям,
- верификация и недоказанность определенных теорий,
- а для этого с самого начала обучения идет разблокировка игры "докажи теорию сам", но теория должна нравиться твоему научному руководителю (не всегда),
- математика (!), проявляющая себя в статистических расчетах (а вы что думали, что психология просто для почитать?),
- более 100 предметов, входящих в психологию при ее изучении со всех сторон (педагогическая, клиническая, девиантология, социальная, возрастная, взаимоотношений, конфликтология, управления, экспериментальная, психофизиология и прочие).
Есть и положительное развитие:
- открытие писательского и исследовательского таланта в себе, о котором вы возможно даже и не подозревали у себя,
- открытие способностей читать сразу 10+ книг и быстро переключать внимание,
- тренировка способностей к применению знаний на практике,
- повышение уровня рефлексивности и способности к качественной рефлексии,
- наработка способностей к быстрому переключению с коспектирования на речь лектора и обратно,
- а благодаря знаниям и практике уже появляются и способности определять характер, темперамент и черты личности человека по его поведению и опыту уже как в жизни, так и в процессе работы психологом.
Весьма недурно, я считаю.
И помогает ли образование Психолога самому психологу в кризисных и тяжелых ситуациях?
Помогает, лично опробовано и протестировано :)
Однако! Многое зависит от:
- уровня интеллекта и осознанности;
- уровня знаний и опыта;
- способностей применить знания на практике;
- мотивированности в самопомощи.
Стоит также заметить, что не все способны помочь себе сами и в этом нет ничего зазорного, порой другому специалисту видно больше, чем самой личности. Я также помогаю себе не только через учебники и интрорефлексию, но и прохожу психотерапию у другого психолога. Это нормально.
Какие учебники посоветуете, чтобы ознакомиться с Психологией?
Учебники я сразу пересылаю списком все те, которые нужны, чтобы подготовиться к экзамену "Психология" для поступления уже в магистратуру, они всё равно по всей программе бакалавриата по направлению "Психология":
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 367 с.
2. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб: Питер, 2008. – 384 с.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Питер, 2004. – 319 с.
5. Захарова Л.Н. Психология управления. – М.: Логос, 2009. – 376 с.
6. Ильин Е.П. Психология общения межличностных отношений. – СПб: Питер, 2011. – 576 с.
7. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. – 464 с.
8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
9. Николаева Е.Н. Психофизиология. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 624 с.
10. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М.: Юрайт, 2013. – 604 с.
11. Организационная психология / Под общ. ред. А.Б. Леоновой. – М: ИНФРА-М, 2014. – 429 с.
12. Основные методы сбора данных в психологии / Под ред. С.А. Капустина. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 158 с.
13. Психология труда/ Под ред. А.В. Карпова. – М.: 2011. С.190-195
14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
15. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 575 с.
Успехов :)