Компетенции по теме занятия: ОК-8, ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-17.
Задачи:
- Понимать значение следующих терминов: «симптом», «синдром», «болезнь», «диагноз», «субъективное исследование больного», «объективное исследование больного».
- Знать:Методы субъективного (расспрос) и объективного обследования больных (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Схема истории болезни; составляющие раздела «Общее настоящее состояние больного».
- Уметь:
а) Провести расспрос больного, составить и оформить основные разделы субъективной части истории болезни:
- паспортные данные
- жалобы (основные и дополнительные)
- воспоминание о болезни (anamnesis morbi)
- воспоминание о жизни (anamnesis vitae)
б) Провести объективное обследование больного по органам и системам (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) в рамках раздела «Общее настоящее состояние больного» с составлением и оформлением соответствующего раздела истории болезни.
Актуальность темы: Знание структуры и правил функционирования лечебных учреждений, видов и порядок оформления медицинской документации, а также особенностей поведения медицинского персонала, его прав и обязанностей, правил взаимодействия с пациентами – одно из важнейших условий успешного освоения медицинской профессии и овладения клиническими навыками. Эти знания чрезвычайно необходимы студентам 3 курса, поскольку именно на этом этапе начинается клиническое обучение будущих врачей.
Пропедевтика внутренних болезней – предмет, обучающий студентов врачебным методам и навыкам работы с больными. Успешное овладение этими методами и навыками необходимо врачам любых специальностей. Не овладев методами и навыками обследования больных, врач не может заниматься профессиональной деятельностью.
С субъективной части истории болезни начинается взаимодействие врача с больным, в связи с чем, умение проводить расспрос позволяет выявить признаки (симптомы) и локализацию патологического процесса с определением органов-мишеней, длительность и характер течения болезни, а в ряде случаев высказать предположение о диагнозе и причинах его вызвавших.
Общий осмотр (общее настоящее состояние больного) – раздел истории болезни, предназначенный не только для выявления признаков болезни, но и для оценки тяжести общего состояния и нарушения сознания. Именно последние два показателя определяют тактику лечения пациента, срочность госпитализации, профиль отделения стационара, необходимость и объем интенсивности реанимационных и неотложных мероприятий, потребность в хирургических и иных вмешательствах, привлечения консультантов и др.
Контрольные вопросы по смежным дисциплинам, изучаемым на предшествующих кафедрах и курсах:
- Требования к внешнему виду студентов.
- Правила поведения в клинике.
- Основы врачебной этики и деонтологии.
- Виды и структура лечебных учреждений.
- Виды основных медицинских документов.
- Структура и схема истории болезни.
- Типы высшей нервной деятельности.
- Виды общего состояния больного, их значение для диагностики и лечения.
- Виды состояний сознания.
- Типы телосложения (конституциональные типы), критерии оценки, значение для клиники.
- Упитанность, ее виды; формула расчета должного веса.
- Нормальные показатели температуры тела, техника проведения термометрии.
- Типы температурных кривых.
- Строение кожи и подкожной клетчатки, придатки кожи.
- Строение и топография щитовидной железы.
- Группы поверхностных лимфатических узлов.
- Строение опорно-двигательного аппарата, его компоненты.
- Родословная (генеалогическое древо), обозначения, правила составления.
- Типы наследования заболеваний.