В РФ существует фактическая гос.монополия на науку и образование, отчего зарплаты в этой сфере определяются не конкуренцией за сотрудника, а "спущенными сверху" цифрами, которые в целом привязываются к каким-то формальным показателям типа средней зарплаты по региону, но при этом с требованием реализовывать себя на глобальной научной сцене.
К сожалению, у Российского начальства это все усугубляется еще и простой "индустриальной парадигмой", в которой они не видят ценности того, кто именно проводят исследование и сконйентрированы на доступном оборудовании. (На оборудовании - да, а вот с концепцией расходных реактивов уже не каждый чиновник справляется).
Существует непоколибимая уверенность, что наличие мощностей важнее, чем то, кто именно на этих мощностях работает.
Средние зарплаты в России, насколько же они отстали? Средняя зарплата, скажем, в Мексике, соответствующая зарплате ШКОЛЬНОГО учителя - это в два раза больше, чем получает в России ассистент или м.н.с. (стипендии CONOCyT аспирантам, кстати, примерно соответствуют зарплате учителя).
Зарплаты доцентов и профессоров в России в 5-6 раз отличаются от глобальных цен. То есть даже при перерасчете на паритет покупательной способности получается в 2-3 раза.
Ну и последнее, но не маловажное, в России есть коммерческий сектор, позволяющий зарабатывать относительно много. Но фрустрацию вызывает тот факт, что в России делая менее квалифицированную работу можно получать в 10 раз больше, чем делая более квалифицированную. Вот такой парадокс.