Не обращаясь к официально принятым формулировкам, рассмотрим те категории знаний, которые должен знать среднестатистический выпускник школы по математике.
Важно, чтобы школьное математическое образование можно было бы использовать в повседневной жизни: производить расчеты, использовать знания геометрии на практике в развитии пространственных представлений и графических методов. Кроме того, важно освоить объем базовые математических понятий и методов: понятия множества, подмножества, их пересечения и объединения, интервал, полуинтервал, окружность, мера и величина угла, работа с координатной плоскостью, уравнениями и процентами.
С формальной же точки зрения знания должны быть весьма обширны для сдачи обязательного ЕГЭ по математике.
Интересно, что с сентября 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты, которые внесли ряд изменений в учебные программы. Так, например, в предыдущем стандарте по математике было указано, что необходимо «владеть основами математических знаний» — теперь же формулировки более конкретные: в частности, знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач. Хорошо ли это или плохо, покажет практика применения стандартов, но, вероятно, глобально на учебный процесс не повлияет.
Мы все прекрасно понимаем, что знание на «отлично» курса математики в школе не дает гарантии для успешной учебы в дальнейшем в вузе или не гарантирует сдачу ЕГЭ на 100 баллов (хотя чисто теоретически именно так и должно быть). То самое владение «основами математических знаний» должно быть присуще всем школьникам вне зависимости от их дальнейшей специализации. Основы школьного образования помогают в целом ориентироваться в различных отраслях знаний, иметь более широкий кругозор и развивать мышление.